И.Х. Тлиф ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН И КАВАЛЕР ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МАЯНСКИЙ |
||||||
Род Маянских во 2-й пол. Х1Х века был достаточно известен среди костромских жителей. Их знали как состоятельных купцов, имеющих лавки в лучших торговых местах города, а также как щедрых жертвователей, долгие годы подвизавшихся на стезе благотворительности в Костромском Попечительном комитете о бедных (1). |
(1).Ф.397.Оп.1.Д.27.Б/н. | |||||
Силу этому роду дал Иван Васильевич Маянский. Он родился около 1797 года в селе Прискокове Костромского уезда. Село это на карте Костромской губернии место замечательное, овеянное старинными преданиями, пронизанное глубокой исторической памятью. В середине ХУ1 века оно находилось во владении Бориса Федоровича Годунова – будущего “царя и великого князя всея Руси”, а Христорождественский храм села долгое время был приходским для потомков легендарного Ивана Сусанина, которые с 1633 года проживавали вблизи Прискокова в деревне Коробово. Возле стен Христорождественского храма покоится прах дочери Ивана Сусанина Антониды, внуков Даниила и Константина, правнуков... (2). В той же земле лежат предки Ивана Васильевича Маянского. |
(2). Зонтиков Н.А. Иван Сусанин: легенды и действительность. Кострома, 1997. С.- 85-86, 134-135. Свой храм в с.Коробове был построен в 1855 г. |
|||||
Сам Иван Васильевич вышел из низших слоев духовенства: отец его, Василий Иванов (3), до 30-х годов Х1Х века служил дьячком в Прискоковском храме, одноклирном, в то время деревянном, уже потихоньку ветшавшем. В Судиславском духовном правлении, в ведомстве которого был Христорождественский храм, Василий Иванов зарекомендовал себя как человек “трезвый и скромный”, службу и катехизис “знающий”, отличающийся “не худыми нравами”, “порядочным житием” (4). Кроме старшего сына Ивана, рожденного от первого брака, в семье его было еще четверо сыновей и три дочери от второй жены. Обе жены Василия Иванова умерли рано, оставив его попечению детей и домашнее хозяйство. Младшие сыновья пошли по стопам отца:Андрей с 1818 года устроился пономарем в церкви села Колышева Кинешемского уезда, Павел с 1828 года занял родительское место в церкви села Прискокова, Козьма и Полиевкт в начале 1820-х гг. поступили учиться в Костромское духовное училище (5). Старший сын вынужден был изменить семейной традиции и в раннем, почти отроческом возрасте покинул родные места. Причина тому – вечный недостаток в доме: в маленькой церкви небогатого прихода даже самый трудолюбивый дьячок был просто обречен на беднейшую жизнь. В поисках лучшей доли Иван Васильевич ушел в губернский город, где в 1816 году приписался к костромскому мещанству и начал новую жизнь (6). Молодой Маянский не чуждался никакой работы, но довольно скоро обнаружил в себе коммерческие способности, которые, при его трудолюбии и упорстве, позволили составить капитал. В 1820-30-х гг. он — энергичный подрядчик по торговым и строительным делам, в 1838 году — входит в костромское купечество по 3-й гильдии, в 1849 – купец 2-й гильдии (7). К 60-ти годам Иван Васильевич был владельцем постоялого двора, расположенного в центре города в каменном трехэтажном доме кирпичного завода, в котором хозяйствовал и управлялся сам, и двух каменных торговых лавок. Лавки Иван Васильевич держал: одну в Гостином дворе, вторую — “в мускатильной линиии" городских рядов. В “мускатильной линиии" чаем сахаром, фарфоровой, хрустальной, медной посудой и деревянным маслом торговал “по прикащическому свидетельству” Сергей Степанович Ботников. В Гостином дворе – чаем же, сахаром, кофе, посудой, подносами и помадой, а кроме того, книгами, бумагой разных сортов, сургучом, карандашами и другими вещами производил торговлю Михаил Маянский, сын Ивана Васильевича (8). |
(3). В ревизских сказках по Костр.епархии церкви Рождества Христова за 1815 (декабрь) и 1834 гг. Иван Васильевич Маянский не значится. Вероятно потому, что в 1810-11 гг. (лет тринадцати-четырнадцати) он ушел из дома. Единственный Василий, который с конца XVIII до 1830-х гг. служил в этом храме – дьячок Василий Иванов (ок.1875-не ранее 1834), “сын вдовой пономарицы Парасковьи Ивановны”. Его вероятный отец – пономарь того же храма Иван Федоров (?- не ранее 1792). Вторая жена Василия Иванова - Марья Васильева (ок.1780- не позднее 1834); дети от второго брака: Андрей (ок.1804-?), Павел (ок.1809-?), Козьма (ок.1819-?), Полиевкт (ок.1821-?), Софья (ок.1807-?), Зиновья (ок.1811-?), Олимпиада (ок.1814-?). Ф.200.Оп.3.Д.385.Б/н; Ф.200.Оп.3.Д.392.ЛЛ.1150об-1151; Ф.28.Оп.1.ДД.87. (4).Ф.28.Оп.1.ДД.137, 149, 177. Б/н. (5). Ф.200.Б/ш.Д.1280.Б/н. (6). Ф.200.Оп.3.Д.392.ЛЛ.1150об-1151. (7). Ф.497.Оп.2.Д.2113.Б/н. (8).Ф.497.Оп.2.Д.2113.Б/н. |
|||||
|
(9). Бочков В.Н. Старая Кострома.Кострома, 1997.С.- 70-72. Дарья Ивановна Сметанина (ок.1806-23.08.1871) – вторая жена Ивана Васильевича Маянского, дочь Ивана Осиповича, внучка Осипа Кузьмича Сметаниных. Ф.200.Оп.3.ДД.385, 392; Ф.56.Оп.3.Д.71.ЛЛ.162об-163). (10). Ф.200.Оп.3.Д.854.ЛЛ.3об-4. Николай Иванович (ок.1826-?). Ф.200. (11). Любовь Петровна Пастухова (ок.1828-?). Брак заключен (далее =) не позднее 1848 г. Ф.200.Оп.3.Д.660. Б/н; Ф.133.Оп.17.Д.1490.Б/н. (12). Олимпиада Дмитриевна Мясникова (ок.1831-5.01.1900). Установлено на <*> О браках Екатерины и Елизаветы Маянских сведений не обнаружено. (13). Анна Александровна Трусова (ок.1845-не ранее 1917). = 19.02.1861 г. Ф.56.Оп.3.Д.71.ЛЛ.9об-10; Ф.340.Оп.2.Д.2340. (14). Ф.497.Оп.2.Д.2113.Б/н. (15). Ф.200.Оп.8.Д.97.ЛЛ.183-184об. (16).Ф.200.Оп.8.Д.117.ЛЛ.253-254об. (17). Александра Петровна Подгорнова (ок.1854-9.01.1896). Ф.56.Оп.3.Д.128.ЛЛ.156об-157. = 26.01.1866. Ф.56.Оп.3.Д.71. ЛЛ.81об-82. (18). Сергей Степанович Ботников (ок.1820-?). Ф.200.Оп.3.Д.854.ЛЛ. 89об-90. (19). Ботниковы в середине ХIХ в. торговали хлебным, кожевенным товаром, готовыми сапогами.Ф.497. Оп.2. Д. 2113. Б./н. |
|||||
Русское купечество вообще, и костромское в частности, известно своей благотворительностью. С одной стороны, тороватость подобного рода приносила купцам почет и награды, ослабляла налоги, с другой – удовлетворяла потребность православной души в очищении грехов через дело, благостыню. |
||||||
Не был исключением и Иван Васильевич Маянский. Так, в 1869 году, достигнув 70-ти летнего возраста, он обратился в Костромской Попечительный о бедных Комитет, в котором давно уже состоял членом-благотворителем: “Имея с давнего времени усердие выстроить на собственный счет дом призрения бедных … для помещения в нем от 20 до 30 человек … покорнейше прошу о дозволении выстройки дома сделать надлежащее распоряжение…”. Перед подписью, там, где “руку приложил”, обозначено — потомственный Почетный гражданин, 2 гильдии купец и Кавалер… Почетное гражданство семья Маянских получила в 1857 году (20). В 1872 году на городском Крестовоздвиженском кладбище открылось новое заведение общественного призрения – богадельня Маянского (21). |
(20). Ф.397.Оп.1.Д.81.Б/н. (21). Ф.200.Оп.3.Д.854.ЛЛ.4об-5. |
|||||
|
|
|||||
За 20 лет до того, в 1852 году, И.В.Маянский был награжден “золотою медалью на Аннинской ленте для ношения на шее — за значительные пожертвования в пользу Крестовоздвиженской церкви” в городе Костроме, а годом раньше Кавалерской Думой Всемилостивейше пожалован Кавалером Императорского Ордена Святой Анны 3 степени — за возведение его “иждивением в селе Прискокове Костромского уезда, вместо пришедшей в совершенную ветхость деревянной церкви, каменной церкви с колокольнею и снабжение оной утварью и ризницею” (23). Церковь в Прискокове Иван Васильевич поставил в 1838, т.е. тогда, когда только началась его купеческая карьера. Прискоковская-то церковь и помогла нащупать его корни, подсказала место рождения, вывела на сословие, к которому он принадлежал. В 1834 году отец Ивана Васильевича был уже за штатом. Возраст его – около 60 лет — говорит о том, что здоровье уже не позволяло ему исполнять церковные обязанности. Долго ли он прожил? – не известно. Возможно, к 1838 году его уже не было в живых… Вот отсюда и храм — первая жертва, оставившего свой дом и свое сословие Ивана Васильевича: здесь и прощанье, здесь и любовь и вечная память! |
(23). Там же. ЛЛ.22об-24. | |||||
Самому Ивану Васильевичу был отпущен долгий век. Он умер в городе Костроме 92-х лет. Прах его покоится на Крестовоздвиженском кладбище — неподалеку от устроенной им богадельни и той церкви, которую он, как человек глубоко верующий и памятующий о своем духовном происхождении, щедро опекал и поддерживал при жизни (24). Сегодня на месте кладбища стоит одна из городских поликлинник, высятся жилые дома, а кирпичи Крестовоздвиженского храма, разрушенного в 1930-е гг., укрепляют стены построенного в то же самое время льнокомбината им. И.Д. Зворыкина. |
(24). Маянский Иван Васильевич (ок.1797-13.04.1886). Ф.56.Оп.3.Д.73.ЛЛ.59об-60. |