На главную
Самария. Литография из кн.: Dr. J. A. Messmer. Das Heilige Land und die heiligen Stätten. München, 1860 [612] |
На пути к Наблусу с востока (так, скорее всего, шёл к нему и Полозов). Раскрашенная гравюра из кн. Picturesque Palestine, ок. 1880 [132] |
На загадочно-заповедной земле Самарии, словно бы не замечающей хода времён, в рассказ Полозова проникли бытовые подробности, и мы узнаём, что в главном городе Самарии (Наблусе) он четыре дня прожил у местного греческого священника. Тот показал ему Колодец Иакова, который в те времена стоял под открытым небом в полуверсте от города и, возможно, был тем самым, что можно видеть на старых рисунках и снимках (сейчас там огромный греческий храм, построенный в 1998 г., и колодец в нём вовсе не похож на тот, что там был даже в 1900-х гг.; видимо, мощное землетрясение 1927 г. его капитально повредило).
Вид на Наблус. Литография Д. Робертса, 1839 [133] | Вид на Наблус. С англ. рис. 1838—46 гг. [134] | Горы Гебаль и Геризим, вид из Наблуса. Рис. из кн.: H. B. Tristram. The Land of Israel..., 1865 [607] |
Наблус (Сихар). Гравюра из The Sunday at Home, 1861 [929] | Священное место самаритян на горе Геризим. Гравюра из The Sunday at Home, 1861 [930] |
Наблус. Рис. из кн.: Alexander Crawford Lindsay. Letters on Egypt, Edom, and the Holy Land. 1858, p. 252/253 [135] | Вид на Наблус и гору Геризим с горы Гебаль. Раскрашенная гравюра из кн. Picturesque Palestine, ок. 1880 [136] | Вид на Наблус и гору Геризим с горы Гебаль. Открытка конца 19 в. [137] |
Колодец Иакова. Раскрашенная гравюра F. W. Topham по рис. W. H. Bartlett, в кн.: The Christian in Palestine, ок. 1840 [138] | Колодец Иакова. Раскрашенная гравюра E. Finden по рис. Harding и г-жи Bracebridge, в кн.: Landscape Illustrations of the Bible, 1836 [139] | Колодец Иакова. Рис. David Roberts, 1874 [140] |
Самаритянка у колодца Иакова [141] | Ступени, ведущие в колодец Иакова, и гора Геризим на заднем плане [142] | Самаритянки у колодца Иакова [143] |
Снимки конца 1890-х гг. из кн.: Jesse Lyman Hurlbut. Traveling in the Holy Land Through the Stereoscope. NY, 1900.
Во времена Полозова над колодцем не было церкви, построенной лишь в 1860-х гг.
Колодец Иакова и его водоём. Открытка конца 19 в. [144] | Колодец Иакова. Фото 1900-х гг. из кн. И. П. Ювачева «Паломничество в Палестину», 1904 [145] | Водоём колодца Иакова. Фото 1900-х гг. из кн. И. П. Ювачева «Паломничество в Палестину», 1904 [146] | Отверстие колодца Иакова 35-метровой глубины. Соврем. фото [147] |
Сводил его гостеприимный священник и на некую пригородную гору, там Полозов поклонился красному камню, запечатлевшему белоснежный след места, где Иисус беседовал с учениками. Гор там две, Гебаль и Геризим, обе священные, но в современной литературе об этой христианской реликвии не упоминается, а другие известные отпечатки стоп Спасителя и расположены не там, и выглядят совсем иначе.
Я склоняюсь к тому, что это была гора Геризим, священная для таинственного народа самаритян, которые то считали себя единственными на земле истинными евреями, то ожесточённо враждовали с ними; во всяком случае, все признают, что их религия наиболее близка к древней вере иудеев и что эти несколько сот человек — прямые потомки тех, кто постоянно, при всех завоевателях и притеснителях, живёт тут со времён библейских праотцев, да и говорят до сих пор практически на том древнем наречии. Самаритяне верят, что на Геризиме стояла скиния завета с Торой Моисея, и там же рос священный дуб, и был жертвенник Авраама и Иосифа, но для локализации красного камня Спасителя важнее то, что на Геризиме есть руины христианского храма — возможно, он и отмечал некогда эту реликвию (и, кстати, на современных туристических снимках камни Геризима, особенно в утреннем и закатном солнце, в самом деле красноватые).
У мусульман Геризим — Гора Благословения; руины святилищ Зевса и Ваала там тоже есть. Кроме того, на Геризиме по преданию находились священные камни другого Иисуса — Навина, которые он раздал коленам Израилевым: не из-за этого ли и возникла во времена Полозова некая путаница? (Кстати, руины христианского храма — буквально бок о бок с камнями Навина.)
А у горы Гебаль, по Ветхому Завету, специфическое предназначение: Моисей повелел левитам проклинать с неё врагов. Это как-то плохо подходит для места беседы Христа с апостолами.
Следуя течению Иордана, Полозов миновал легендарное место крещения Спасителя, Бетанию (Вифанию), и покинул Самарию, перейдя в землю Иудеи. Конечно, никаких видимых границ этих древних царств в 17 веке не существовало.
Вид на р. Иордан близ брода по дороге из Наблуса на юг. Раскрашенная гравюра W. Richardson по рис. S. Bough и Van de Velde, ок. 1845 [148] | Бетания — место реки Иордан напротив горы Иерихон, на котором по преданию крестился Иисус. Открытка конца 19 в. [149]. (В действительности переменчивое русло Иордана тогда уже пролегало примерно в 150 метрах от места, где оно было 2 тыс. лет назад.) |
До священного града Иерусалима оставалось несколько часов хода по каменистой дороге под холодным горным ветерком.
К предыдущему разделу | К оглавлению | К следующему разделу