На главную
| Местности, по которым прошёл Полозов в Ливане, Сирии, Галилее, Самарии, Иудее. Фрагмент справочной карты древней Палестины из The Historical Atlas by William R. Shepherd, 1923 [432]. Многие названия на ней для полозовских времён глубоко архаичны (это карта ветхозаветной эпохи), зато о ландшафте она даёт прекрасное представление. |
Из Дамаска Полозов двинулся в столицу тогдашней Галилеи (и части Ливана) Сафед (Цфат), который лет за сто перед тем начал набирать славу священного города иудейских раввинов, бежавших сюда от испанской и португальской инквизиции. Впрочем, повышение статуса Сафеда до столицы эйялета в 1660 году оказалось не к добру: восставшие арабы-друзы почти уничтожили город, и к 1665 г., за пять лет до описываемых событий, практически все евреи из него выехали в поисках более благоприятных мест*, так что Полозов их не застал (едва ли сколько-то о том пожалев), упомянул лишь турок, арабов и армян, а также пашу Салиха. Из достопримечательностей этого древнего библейского города он посетил недоступное христианам жилище Иакова и мечети над могилами его сыновей, братьев Иосифа Прекрасного, о которых в наши дни уже не вспоминают, да и тогда указывали по-разному**. Кстати, на подходе к Сафеду он перешёл Иордан по мосту Иакова (правда, не того, о чём в предыдущей главке уже упоминалось).
________________
* Но со временем вернулись, и сейчас Цфат — один из четырёх наиболее священных городов Израиля, признанный центр Каббалы.
** Полозов пишет, что жилище Иакова было наверху (видимо, имея в виду сам Сафед, стоящий на весьма высокой горе — 800 м вышиной); а купец Василий Гагара за 30 лет до него, наоборот, писал, что жилище это — под капернаумской горой Блаженств.
Иаковлев мост (Джессир аль-Якуб?). Рис. из кн.: John Kitto. Palestine: The Bible History of the Holy Land, Volume 2, 1844, p. cxxxiii [124] | Мост Иакова через Иордан (Джессир аль-Якуб?). Гравюра (по рис. J. M. Bernatz) из кн.: J. N. Sepp. Jerusalem... Bd. 2, 1863 [647] | Мост Иакова через Иордан (Джессир аль-Якуб?). Литогр. J. M. Bernatz из кн.: Dr. G. H. von Schubert. Afbeeldingen van het Heilige Land..., 1839 [740] |
(Как видим, в сер. 19 в. у специалистов были разные представления о том, какой из иорданских мостов был мостом Иакова...)
Цитадель Сафеда. Гравюра Whymper по рис. Harry Fenn, из кн.: Wilson, C. W. (ed.). Picturesque Palestine, Sinai and Egypt. Vol. I, 1881, p. 329 [121] | Вид на Галилейское море (Тивериадское озеро) с вершины Сафеда. Гравюра по рис. Henry Andrew Harper, из кн.: Wilson, C. W. (ed.). Picturesque Palestine, Sinai and Egypt. Vol. II, 1881, фронтиспис. [122] | Сафед. Гравюра из кн.: J. N. Sepp. Jerusalem..., Bd. 2, 1863 [648] Сафед. Вид на еврейскую часть города. Гравюра J. Johnston по рис. Harry Fenn, из кн.: Wilson, C. W. (ed.). Picturesque Palestine, Sinai and Egypt. Vol. I, 1881, p. 328 [123] |
Как вариант, возможно, что могилы сыновей Иакова (Рувима, Симона и Левита, а также их сестры Дины) Полозов видел не в самом Сафеде, а на полпути от него к Фаворской горе и стоящему под ней Назарету (запустелому и почти безлюдному), — в ущелье Арбель рядом с Галилейским морем. И старинная и современная традиции указывают эти захоронения именно тут, рядом с такой же легендарной могилой сына Адама Сета и многими другими древними могилами. Правда, следов мечетей над ними нет, лишь на вершине горы Арбель руины синагоги, разрушенной за несколько веков до Полозова. С мечетями есть почитаемые до сих пор могилы двух других сыновей Иакова, Гада и Асира, но это уже совсем далеко, в иорданском городе Ас-Сальте; в средние века всех 11 сыновей считали похороненными в пещере под Хевроном, а за 150 лет до Полозова — в гробнице при Наблусе*, и т. д. — нам сейчас явно не разобраться!
_____________
* См. соч. Муджир-эд-дина 1496 г. «Книга славной дружбы касательно истории Иерусалима и Хеврона» [http://www.balandin.net/Mudjir-ed-din.htm]
Ущелье Арбель, оно же вади Хамам. Соврем. фото из ЖЖ [125] | Могилы сыновей Иакова (Симона, Левита и Дана, а меньшая — их сестры Дины) в долине Арбель. Соврем. фото из ЖЖ [126] | Могила сына Адама Сета в долине Арбель. Соврем. фото из ЖЖ [127] |
Назарет. Гравюра по рис. К. Бруина ок. 1681 г. [128] См. тж. др. гравюру по тому же рис. ок. 1700 г. [http://www.antiqueprints.com/images/af1/f1597.jpg]. Буквами обозначены: А — дом и мастерская Иосифа; В — синагога; С — монастырь. | Вид на гору Фавор. По рис. 1839 г. [129] Вид на гору Фавор. Литография из кн. Dr. J. A. Messmer, 1860 [614] | Вид на гору Фавор. С открытки конца 19 в. [130] |
Сирийский медведь. Рис. из кн.: John Kitto. Palestine: The Bible History of the Holy Land, Volume 2, 1844, p. cxxxiii [131] |
Вспомним лучше о природе. Дело шло к весне, и, возможно, из спячки (если у них тогда была спячка — сейчас, при тёплом климате, её нет) выходили довольно злобные сирийские бледно-рыжие медведи*, опасные и на дорогах, и даже в пригородах. Не забудем и о леопардах, шакалах, лисах, водившихся в изобилии. Путнику приходилось следить в оба и иметь какое-то оружие для защиты. Тем более, что и разбойников на дорогах хватало.
___________
* Дж. Китто в 1844 г. замечает, что сейчас они стали редки, а 200—300 лет назад (т. е. во времена полозовского хождения) наводили страх на население. Зверь уступал русскому (менее 1,5 метров в длину), питался больше растительной пищей, но охоч был и до мяса. (John Kitto. Palestine: The Bible History of the Holy Land, Volume 2, 1844, p. ccclv).
К предыдущему разделу | К оглавлению | К следующему разделу