На главную
Под Олимпом начинается новый 6-летний этап жизни Полозова: под видом турка. Так что В. В. П. — он не только первый костромской писатель и путешественник, но ещё и первый костромской Штирлиц. И то, что он посетил много мест, куда православным входа нет, в «Челобитной» постоянно подчёркивается. Да и небесполезные стратегические наблюдения там мелькают: о пороховых заводах, о числе колодцев, о расстояниях между городами.
Это долгое путешествие неузнанным даёт нам полное основание заключить, что нордическим русом, белокурым и голубоглазым, он явно не был, а был ближе к южным славянам, как сейчас принято говорить, кавказской наружности: черноглазым, брюнетом, с природной смуглецой, которая под жарким восточным солнцем ещё усилилась. Тут снова можно вспомнить про киевских Полозов, которые, может быть, в самом деле, дали корень всем Полозовым, распространившимся на Руси. А если взглянуть на лица более близких к нам представителей рода Полозовых, которые представлены ниже в статье А. Яблокова в Приложении, то и у них отмеченные черты просматриваются.
На отдыхе в караван-сарае. Грав. Thomas Allom, Лондон, 1836—41 [69] |
Эх, турчаночки-египтяночки-персияночки, наверное, заглядывались на красавца-мужчину, да и он по женской ласке определённо изголодался, но вот ведь какая деликатная штука: как дойдёт до главного, тут же и увидит хоть молодка, хоть вдовица, что любовник-то необрезанный! А с этим на Востоке не шути... Впрочем, золотые червонцы и на Востоке своё дело делают успешно; да ведь и немало христианок жило в тех краях: гречаночки-армяночки-грузиночки: будем надеяться, что наш земляк в дороге по части женского пола обходился не хуже, чем Афанасий Никитин в его хожениях! Просто царю-то о таком не напишешь.
Оклемавшись, отуречившись и, почти наверняка, подзаработав в большом городе Прусе, Полозов, во исполнение обета, принесённого небесам за своё чудесное спасение, по первому снежку двинулся к Святой земле. На тогдашних дорогах обычно через 8—10 миль, т. е. в четверти дневного перехода, стояли или гостиницы, где можно было обогреться, перекусить, насладиться кальяном или трубкой на невероятно длинном по тогдашней моде деревянном мундштуке*, ночью выспаться, или станции, где тоже можно было в сносных условиях сделать привал**.
_________________
* В 1634 г. (примерно в год рождения Васки Полозова) Москва сильно погорела вроде бы от какого-то курильщика, и сгоряча был издан суровый царский указ о смертной казни за употребление и торговлю «богоненавистным и богомерзким зельем»; потом указ де-факто отменили, убедившись, что бороться с поголовным увлечением бесполезно и для казны невыгодно; но в 1652 вновь восстановили (правда, Васка, бывший уже в Топкапы, об этом мог узнать лишь от недавних пленников). На Востоке же курили вполне легально, и в исповедях вернувшихся на Московию пленников в обилии встречаются покаяния в табакокурении, так что Васка, маскирующийся под турка, думается, не мог не пристраститься к табачку.
** См., напр., путеводитель IV в., «Бордосский путник», на http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/IV/320-340/Bordosskij_putnik/text.htm
| Караванные дороги Великого шёлкового пути через Турцию и Персию [70]. Путь Полозова начинается с левого верхнего края карты (не обозначенное на ней побережье Куршунлу лежит чуть левее Бурсы), затем идёт невдалеке от побережья Чёрного моря через Боли, Чанкыры, Туркхал, Токат, Сивас, затем сворачивает к югу: Ялбистан, Адана, Антакья и т. д. |
Пошёл наш герой не коротким путём вдоль одной из торных дорог Великого шёлкового пути, пересекающих Турцию наискосок к Алеппо (Халебу), и даже не средним путём вдоль менее нахоженной дороги через Анкару и оз. Ван, а совсем длинным путём, по Центральной Анатолии, почти параллельно берегу Чёрного моря, через Боли (ныне Болу), Чанкыры (бывшую Гангру, где в IV в. был епископом св. Ипатий, великомученик, давший имя главному костромскому монастырю, — интересно, знал ли об этом Полозов?), и, пройдя до Туркхала (а это в общей сложности ок. 800 км), только там свернул на юг, к цели своего пути.
Горы в окрестностях Болу [71] | Старый квартал Болу [72]. |
Панорама Чанкыры (бывш. Гангры) в наши дни [75]
Слева: Ипатий наставляет священников Гангры (клеймо тверской иконы «Ипатий Гангрский с житием» перв. пол. 15 в. из Третьяковской галереи) [73—74] |
Улочки Чанкыры с застройкой 17—18 в. Из статьи Mahmut Akok [76—77] | Духовное училище, построенное в 13 в. при больнице Чанкыры, соврем. фото [78] |
Мечеть Сулеймана Великолепного в Чанкыры, сер. 16 в. Интерьеры мечети. Роспись купола. [79—82]
Турхал (бывш. Туркхал) под снегом. Соврем. фото [83]. |
Турецкая рысь. Рис. Joseph Pitton de Tournefort, ок. 1700 [464]. Эту французский академик срисовал в зоопарке, а Полозову такая же могла с любого дерева на спину прыгнуть... |
Я было подумал, что он осторожничает, избегает людных дорог, где его мог узнать какой-нибудь купец или солдат, но, по-видимому, не это было решающим мотивом. Глядя на карту, видишь расстояния и километры, но не видишь дикости гор и бесплодности пустынь, населённых и безлюдных мест, опасных и спокойных; и подавно не видишь, где тебя удачно могут подвезти, а где надо брести в снегу по колено на своих двоих. Короткий путь не всегда лучший. За 200 лет до Полозова, как напомнила Э. Чумаченко, этим же путём шёл в Палестину другой русский паломник, купец Василий. Ему-то нечего было бояться, что его узнают. Значит, у длинного северного маршрута просто были какие-то практические преимущества. Например, климат: наступала ведь суровая зима, а побережье Чёрного моря, как отмечали тогдашние путешественники, было гораздо теплее континентальной Турции, хотя и лежащей южнее. Кроме того, там преобладало тогда коренное, доосманское население, потому что сплошь и рядом официальными турецкими названиями не пользовались, а употребляли старые. Много там жило греков-христиан, которые Полозову были ближе и безопаснее. Да и не забудем, что карт он не имел, шёл по устным расспросам, наверное, и оказиями всякими пользовался — группой идти всегда лучше, да иной раз и подвезут, пожалуй. Вполне правдоподобно, что он даже нанимался к караванщикам, иначе придётся допустить, что он периодически задерживался где-то для мелкой подёнщины.
От Туркхала ему надо было (через Токат, как предполагает Э. Чумаченко) повернуть на юг, к Сивасии, которую ок. 1613 г. так описывал известный армянский путешественник С. Лехаци: «Себастия – это большой и обширный город, многолюдный и исполненный [всяких] благ; там в изобилии хлеб, мясо, молоко и мацун <вид простокваши. — Е. Ш.>, масло, однако фруктов и вина мало, ибо [здесь] холодная и долгая зима. Там имеются две церкви, одна святой богоматери, другая – св. Саргиса; священники все ученые, но гордые и спесивые, а народ очень богобоязненный и покорный. Говорят, что раньше [здесь] были две тысячи домов [армян], но теперь всего 600, остальные [армяне] разбрелись. Вокруг города протекала большая река, которую называли Кызыл-Ирмак; через город протекали и другие реки. [Город] имел две крепостные стены и превосходную цитадель, а за городом находились озеро и баня сорока отроков, впрочем, вода высохла»*. Н. Муравьёв в 1830-х замечал, что дорога через Сивас «представляет менее затруднений в подъеме на плоскую возвышенность Армении: ибо горы, при коих лежит Сивас, ниже всех принадлежащих к цепи, которая соединяет Тавр с горами Мушскими /.../ Сивас, древняя Сиваста, столица Малой Армении, ныне местопребывание паши, лежит при вершине долины Галиса на возвышенной равнине, изобилующей плодами и пастбищами. Город окружен простою оградою с башнями, среди коей находится на возвышении старая цитадель»**.
__________
* Симеон Лехаци. Путевые заметки. М., 1965, гл. 9 (с. 150). Пер. М. О. Дарбинян [http://vostlit.narod.ru/Texts/rus/Lechaci/frametext2.htm]
** Н. Н. Муравьёв. Турция и Египет в 1832 и 1833 годах. Ч. 1. М., 1869, с. 174 [http://books.google.ru/books?id=ZE46AQAAIAAJ].
Панорама Токата, рис. Joseph Pitton de Tournefort, ок. 1700 [472] | Панорама Токата (на переднем плане — могила миссионера Генри Мартина), 1838 [84] | Турчанки Токата, рис. Joseph Pitton de Tournefort, ок. 1700 [473] |
Сивас (Сивастия) на рис. Mecmuai’l-Alem 1881 г. [85] | Сивас на старинном фото [86] |
Сивас, минареты медресе Чифте минаре 13 в. Соврем. фото [87] | Сивас, минареты Голубого (Гек) медресе 13 в. Соврем. фото [88] | Сивас, резьба входа в Большую мечеть. Соврем. фото [89] |
Мост через самую длинную реку Турции Кызыл-Ирмак под Сивасом. Соврем. фото [90] | Горные дороги Турции. Рис. из кн.: James Silk Buckingham. Travels in Mesopotamia. Vol. I, 1827, p. 354 [551] | Ялбистан (Албистан, Элбистан) и берег реки Джейхан. Раскраш. фото из кн.: Hugo Grothe. Geographische Charakterbilder. Leipzig, 1909 [91] |
Оттуда, продолжая идти к югу, Полозов должен был где-то (вероятно, у Ялбистана) пересечь горы Таврийского хребта и вдоль него дойти до Аданы, города, упоминаемого и в «Илиаде», и в «Гильгамеше», лежащего на Великом шёлковом пути на берегах реки Сейхан в 50 км от моря. Из-за сурового климата в те времена жители на летние полгода массово его покидали, всё запирали, оставляя только уличную стражу, и перебирались на обустроенные дачи (яйлы) на расстояние двух переходов в горы. Но Полозов проходил там зимой.
Адана и мост через р. Сейхан, ок. 1852 г. Рис. из кн.: Victor Langlois. Voyage dans la Cilicie et dans les montagnes du Taurus pendant les années 1852-53. Paris, 1861, p. 120/121 [92] | Адана с видом гор Тавра на горизонте. Раскрашенная гравюра W. Finden по рис. W. H. Bartlett, в кн.: Syria, The Holy Land, Asia Minor &c. Illustrated, 1838 [93] | Яйлы Аданы близ крепости Немрун, ок. 1852 г. Рис. из кн.: Victor Langlois. Voyage dans la Cilicie et dans les montagnes du Taurus..., p. 114/115 [94] |
Мост через р. Джейхан у г. Месиссы, в 18 милях от Аданы, на пути к Сирии. Раскрашенная гравюра J. S. Murdock по рис. W. H. Bartlett, из кн.: Syria, The Holy Land, Asia Minor &c. Illustrated, 1837 [95]. |
Адана, пережив века захватов и разграблений и сохранив лишь остатки красоты и богатства, была в те годы столицей одноимённого маленького эйялета (провинции), составлявшего в Османской империи вместе с соседним таким же маленьким эйялетом Мараш область Малой Армении*. По-турецки область древней Киликии от берегов Средиземного моря и захватывая территорию эйялета Адана, именуется Чукурова; возможно, это и есть тот Чугарь из полозовских топонимов, который Э. Чумаченко предположительно идентифицировала как Чанкыры. Ниже приведена карта Киликии и Сирии с указанием главных дорог; Албистан с Аданой можно соединить разными способами; каким именно прошёл Полозов, неизвестно, но протяжённость их не слишком отличается. Весь путь от Туркхала до Аданы по указанному наиболее вероятному маршруту составляет около 800 км.
_________
* Сейчас Адана вновь четвёртый по величине город Турции с населением ок. 2 млн. чел.
Фрагмент карты гор Тавра и областей Киликии (Чукуровы) и Сирии из кн.: Victor Langlois. Voyage dans la Cilicie et dans les montagnes du Taurus pendant les années 1852-53. Paris, 1861, p. 478/479 [605, 719].
Дороги, соединяющие Албистан (вверху справа) с Аданой (в центре карты) и Адану с Антиохией (внизу справа), выделены красным; красным же указаны названия городов и поселений, которые Полозов с наибольшей вероятностью посещал либо на пути в Святую землю, либо позже на обратном пути.
(Полностью карту см. в [96], где, правда, разрешение ниже.)
К предыдущему разделу | К оглавлению | К следующему разделу