Всё же личность автора «Челобитной» и степень его идентичности с героем-повествователем, предстающим нам в списках, над которыми, — конечно, с лучшими намерениями — хорошо потрудились доброхоты-редакторы, остаётся во многом загадкой и белым пятном.
Патриарх костромской дворянской генеалогии А. А. Григоров, сам пра-правнук Александра Полозова, к сожалению, не оставил подробного исследования этого рода, известного на костромской земле с начала 17 в.* Однако в своей переписке он неоднократно о них упоминает. Например, в Кинешемском уезде в 1670 г. владел имениями некто Фёдор Васильевич Полозов — не исключено, что это брат автора «Челобитной».
_________
* И известного с разных сторон! Так, в VIII книге «Истории России с древнейших времён» С. М. Соловьёва упоминаются схваченные в 1702 г. знаменитые костромские помещики-разбойники Захар Полозов и Василий Полозов-Куля, которые «с своими людьми, нападали на деревни, убивали мужчин, насиловали женщин, огнем жгли».
В документах Долматовского архива* упоминается в 1649/50 г. помещик Василий Полозов, который может быть отцом нашего героя, зарубленным два-три года назад в той схватке, где попал в плен его сын. Впрочем, имя Василий достаточно распространено, и твёрдых оснований для подобных отождествлений нет.
_________
* Подробная опись 962 рукописям начала XVII до начала XIX столетий «Долматовского архива» (Головцынского и Куломзинского родов) с приложениями. Сост. И. Д. Преображенским и Н. А. Альбицким, СПб., 1895, № 243 («Выпись из межевой книги, выданная Костромитину Лаврентию Григорьевичу Нелидову...») [https://rapidshare.com/files/1735323069/Preobrazhenskij_I_D_Aljbickij_N_A_Podrobnaya_opisj_962_rukopisyam_Dolmatovskogo_arhiva_1895_RSL.pdf].
Благодаря Белорукову мы получили никем не оспоренную пока гипотезу, что В. В. Полозов был уроженцем села Спас-Верховье Селецкой волости Костромского уезда*. (Вообще, как не раз упоминает А. А. Григоров, Полозовы в 19 в. были одними из богатейших костромских помещиков, владели множеством имений по всей губернии, но затем сколь быстро плодились и размножались, столь же быстро и беднели, и к 1917 г. ни один из них уже не имел никакой земли.) К концу 19 в. Спас-Верховье, стоявшее на р. Шаче в 40 верстах к юго-западу от Галича, почти на границе с Костромским уездом, насчитывало 7 дворов, где проживало 14 мужчин и 19 женщин, и имело церковь при погосте и училище, а также проводило в год по 7 ярмарок**.
____________
* Это село в 1631 г. принадлежало И. Полозову (прадеду или дяде автора «Челобитной»?), как указано у Белорукова на с. 434 вышеназванной книги [http://kostromka.ru/belorukov/derevni/sudislavl/434.php].
** Список населённых мест по сведениям 1870–72 годов. Костромская губерния. 1877, с. 144 [https://rapidshare.com/files/3661407625/Spisok_naselennyh_mest_po_svedeniyam_1870-72_godov_18_Kostromskaya_guberniya_1877.pdf].
Вид села Спас-Верховье в 2008 г. [22] | Церковь Рождества Христова в с. Спас-Верховье. Вид с юго-запада. Фото 2008 г. [23] | Церковь Рождества Христова в с. Спас-Верховье. Вид с юго-востока. Фото 2008 г. [24] |
Место, где стояло село Спас-Верховье, в 2010 г.: река Шача, за ней погост со Смоленской церковью 1805 г. [25] | Bид с колокольни Смоленской церкви на соседнюю д. Гавриловское. [26] | Фото блогера vremya_lubit, которая делится такими впечатлениями: «Времени в этом месте нет. Лишних мыслей тоже. Электричества, дороги, аптеки и магазина, правда, тоже нет в радиусе километров 70 <это сильное преувеличение! — Е. Ш.>. Чай из самовара на углях, свечи из пчелиного воска, еда с огорода, сладости из меда, роса по колено и тишина» (http://vremya-lubit.livejournal.com/3723.html). |
Автор новейшей статьи о В. В. Полозове* в академическом Словаре книжников и книжности Древней Руси Д. Буланин, обойдя молчанием малоизвестную (и лишь в середине 2000-х гг. поступившую в Книжную палату и центральные библиотеки) книгу Белорукова, пишет: «Хотя Полозовы — хорошо известный служилый род Костромы**, каких-либо свидетельств о П[олозове], сверх тех, что находятся в его челобитной, до сих пор не обнаружено». Сам Полозов в пространной редакции «Челобитной» называет себя сыном боярским: в 17-м веке это означало всего лишь предпоследнюю по статусу степень служилых людей, в основном молодых, и для получения её не всегда требовалось даже иметь отца благородного происхождения; чуть ниже сынов боярских было лишь не так давно сложившееся дворянское сословие, происхождения часто ещё более низкого (возможно, костромские Полозовы были в каком-то дальнем родстве с киевским родом бояр Полозов, восходящим к 15 в. или ранее). И дворяне и сыны боярские зачастую не имели ни одного крепостного и пахали сами***.
_________
* Д. М. Буланин. Полозов Василий Васильевич // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3, ч. 4, 2004, с. 533–535.
** В костромском Кремле в конце 1620-х гг. были осадные дворы Ивана, Боголюба, Якова с братьею, Сельчука, Арсения и Ивана (другого?), Андрея Улановича, Ивана Алексеевича и Максима с братьею Полозовых, а также пустой двор Честного Полозова с братею; в Новом городе, построенном у Кремля в 1619 г., был двор бедного кожевника Андрейки Полозова; на окраине за Воскресенским монастырем жила в нищете вдова Юрия Полозова Мария (Писцовая книга г. Костромы 1627/28–1629/30 гг. Сост. Л. А. Ковалевой и О. Ю. Кивокурцевой. Кострома, 2004, сс. 17, 24, 27, 29, 30, 40, 106). Таким образом, отец и дед нашего героя (во время переписи ещё не появившегося на свет) либо не имели двора в Костроме, либо были среди не указанных по имени братьев вышеперечисленных Полозовых.
*** В. П. Загоровский. Белгородская черта. 1968, с. 28–29.
Воин-дворянин русской поместно-дворянской конницы 17 в. со своими холопами. Худ. О. Фёдоров. [27] |
Ополченцы из них, честно говоря, были так себе. Лошадёнки и обмундирование — какие нашлись; вооружение старое, из огнестрельного — у редких лишь древние пистоли, дисциплина низкая, дезертирство чуть ли не в порядке вещей. Всё честно: какова награда — такова и служба. А награда была одна: небольшие земельные наделы. Другой валюты у царя не густо было. Что требовалось от них, можно видеть по сведениям, приводимым Л. Михайловым, потомком костромского помещика 17 в. Ивана Полозова. Последний «имел оклад на Москве в 16 рублей и должен был в 1649 г. „по указу цареву Алексея Михайловича явиться на коне с саблею да пара пистолей, да карабин, да человек на мерине с саблею с простым конем, да человек в ношу с пищалью“»*. Наверное, похожее приказание получил и отец нашего героя тремя годами ранее, с чего и завязалась вся история.
_________
* http://leonidmihhailov.eu/pages/153?locale=ee. Кстати, позже, в те годы, когда наш герой был рабом турецкого султана, а Россия отбивала нападения поляков, этот или другой Иван Полозов дезертировал из полка боярина Вас. Бор. Шереметьева, но был пойман и в 1660/61 г. допрошен, см.: Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции. Вып. 11. М., 1899, с. 159 [http://rapidshare.com/files/134168331/Opisanie_dokumentov_i_bumag_hran_Moskovskom_arhive_ministerstva_yusticii_11_1899.pdf].
В общем, сложив автобиографические сведения из разных редакций «Челобитной» с тем, что сообщают о «наших» Полозовых Белоруков и др. археографы, мы получим не очень хорошую по хронологии и нигде не стыкующуюся с другими известными Полозовыми схему:
И. Полозов
(в 1631 г. владеет селом Спас-Верховье Селецкой волости Костромского уезда)
(|?)
(Филат И. Полозов?)
(|?)
Василий Филатович Полозов
(ок. 1646 г. идёт с сыном служить на южной границе, в 1646/47 гг. зимуют под г. Яблоновым, в 1647 г. погибает, зарубленный крымчанином)
|
Василий Васильевич Полозов
(род. в Спас-Верховье (?) в 1630-х гг., ум. после 1690 г.)
(весной 1647 г. в той же стычке, где погиб его отец, попадает в плен; в авг.—сент. 1648 г. из Крыма его посылают в подарок (на инаугурацию?) юному турецкому султану Мехмеду IV (р. янв. 1642, на троне с авг. 1648) в Царьград; там он служит при дворе, пользуется благосклонностью султана, но летом 1660 г. по доносу приговорён султаном к казни за веру, однако по ходатайству Фазыла Ахмеда-паши Кёпрюлю (1635—1676), сына великого визиря Мехмеда-паши Кёпрюлю, с нояб. 1661 г., после кончины отца, ставшего следующим великим визирем, прикован гребцом на галеру-кадиргу; в конце лета — начале осени 1669 г. в результате кораблекрушения обретает свободу и под видом турка в благодарность за спасение совершает обетное паломничество от Бурсы в Иерусалим, путешествует по Святой Земле (осень 1669 — рубеж весны/лета 1670), затем через Аравию идёт в Египет, где задерживается до конца 1671 г., после через Синай и Палестину возвращается в Турцию, до осени 1672 г. задерживается в области турецкой Малой Армении, затем через озеро Ван совершает паломничество к могиле Иоанна Крестителя в Персию (рубеж 1672/73 гг.), оттуда возвращается в Турцию, южным берегом Чёрного моря через Трапезунд и Синоп к весне 1673 г. приходит в Стамбул, там с обозом следует через Измаил в Крым, затем на Кавказ — в Черкесию, Абхазию, Менгрелию, здесь летом 1673 г. его пленяют абхазы, до лета 1675 г. находится под охраной предположительно в с. Илори, затем бежит в Кутаиси, оттуда выслан царём Имеретии Багратом IV в турецкую Великую Армению, в Эрзруме устраивается на купеческий плот, Евфратом и Тигром сплавляется до Багдада, там нанимается к персидскому купцу-арабу, тот посылает его в столицу, Исфаган, где с Полозовым беседует шах Сулейман I, в его судьбе принимает участие грузинский царевич Ираклий Багратион, воспитанный в России, и с помощью российских посланников осенью 1675 г. Полозов выезжает из Исфагана, возвращается через Терек и Астрахань в Москву, где 26 ноября 1676 г. подаёт челобитную царю Фёдору; челобитная, скорее всего, через писцов Посольского приказа начинает расходиться в списках как увлекательная и назидательная повесть; впоследствии женится, в 1686 г., возможно, получает 2 рубля из казны на бедность, к 1690 г. имеет нескольких детей, в 1689/90 г. находится в Москве, бедствует, подаёт челобитную царям Иоанну и Петру, получает из казны 5 рублей)
|
...
?
...
|
В. М. Полозов
(в 1764—1796 владеет селом Тетеринским в Нерехтском уезде)
К предыдущему разделу | К оглавлению | К следующему разделу