На главную

Челобитная Василия Полозова царю Фёдору Алексеевичу

(неизвестный костромской список)

 

 

1. Предисловие.

 

Псалтырь печати Супрасльской тип. 1780 г.

Псалтырь печати Супрасльской тип. 1780 г. [1]

Благовещенский монастырь г. Супрасля

Благовещенский монастырь г. Супрасля [2]

В начале февраля 2012 г. мне попалась на глаза в редко посещаемом разделе диска подборка из восьми файлов, сделанных 26 июня 2006 года. Тогда под нашим офисом был антикварный салончик, и я, когда успевал углядеть там что-то любопытное, делал себе фотокопии или, как в данном случае, даже хорошие сканы. Отсканированы были четыре последних, не занятых типографским текстом и плотно исписанных листа с Псалтыри, печатанной в Супрясльской типографии (чаще её называют Супрасльской). Это была белорусская униатская типография ордена базилиан, работавшая в Благовещенском монастыре г. Супрасля, о которой известно*, что в 1772—1796 гг. она напечатала 60 книг по заказам купцов-старообрядцев М. Г. Соловьёва (до сер. 1780-х гг.) и затем П. И. Губарева, — а их единоверцев, как известно, много было в костромских краях. Псалтырь с «правильного», дониконовского издания 1652 года униаты напечатали для староверов в 1780 году.

_________

* См. http://www.eunnet.net/oldbelief/main/ch1/1_1_3_3.htm и http://belchrist.narod.ru/pages/1_kanf_hist/16-18/Suprasl.htm.

 

По-видимому, в 2006 году я клюнул просто на то, что челобитная царю подана костромичом. Однако в 2012 году мне бросилось в глаза ещё и то, что костромич этот носил фамилию Полозов (дело в том, что как раз в это время я занимался роднёй А. А. Григорова, а его прабабка происходила из Полозовых, — по словам Григорова, «одного из старейших родов Костромской губернии»).

Стоило посмотреть в Интернете, как сразу обнаружилось*, что эта челобитная 1676 года хорошо известна специалистам и считается вполне достойным представителем не слишком многочисленного жанра светских «хождений». Открытый знаменитым «Хожением за три моря» Афанасия Никитина 1470-х гг., этот жанр в 17 веке представлен всего четырьмя произведениями (а светскими авторами из них написаны и вовсе лишь два, и второй из них, а точнее, по хронологии — первый, тоже не совсем посторонен Костроме: это казанский купец Василий Яковлевич Гагара, основоположник фамилии Гагариных, посетивший со слугой Гаранькой Святую землю в 1634—1637 гг., по рождению из города Плёс, который через два века станет костромским). Полозовское повествование о его жизни в плену и паломничестве по Востоку в 1647—1676 гг. считается наиболее интересным, широко разошлось в списках (что для такого документа как челобитная — случай исключительный), но до нас из этих списков дошли немногие, около полутора десятков, и потому каждый имеет научную ценность**.

_________

* См.: 1) публикацию «Челобитной Василия Полозова» в краткой редакции, сделанную впервые по рукописи первой пол. 18 в. из собрания В. И. Григоровича Мих. Фёд. Шугуровым(1829—1891) («Список с челобитной Василия Васильева сына Полозова», Русский Архив, 1865, № 8, август, стлб. 977—984; перепечатка в годовом выпуске за 1865 год на стлб. 19—24 [в 1866 году; этого выпуска в Сети пока нет, поэтому ниже перепечатка воспроизводится]); затем через 25 лет Полихронием Агапиевичем Сырку (1855—1905) по той же рукописи, но с указанием разночтений по наиболее древнему списку «Челобитной» конца 17 в. из собрания В. Ундольского: «Описание Турецкой империи, составленное русским, бывшим в плену у турок во второй половине XVII в.» в Православном палестинском сборнике, вып. 30, 1890, с. 45—50 (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVII/Opisanie_tureck_imperii/framepoloz.htm), и в том же году отд. изданием; ещё через 17 лет Вяч. Измайл. Срезневским (1849—1937) по новому списку В. И. Успенского 1767 г. (Сведения о рукописях, печатных изданиях и других предметах, поступивших в Рукописное отделение Библиотеки ими. Академии наук в 1904 г. Сост. В. И. Срезневский. СПб., 1907, с. 170, 320—322), который мне представляется отдельной ранней редакцией, по объёму промежуточной между краткой и сокращённой, ниже об этом будет сказано подробнее;

2) статью Эрики Георг. Чумаченко «Путешествие В. В. Полозова по странам Ближнего и Среднего Востока в 70-е годы XVII в. (Источниковедческий анализ челобитных В. В. Полозова)» в Палестинском сборнике, вып. 15 (78), 1966, с. 208—219 (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVII/1660-1680/Polozov/pred1.htm); там же на с. 219—226 приводится новая редакция «Челобитной» по списку из рукописного сборника «Новый летописец», хранящегося в Библиотеке Академии наук — наиболее подробная и, по мнению Э. Чумаченко, точнее всего передающая не дошедшую до нас авторскую редакцию (первым описание этой редакции дал В. И. Срезневский в книге, с которой я не смог ознакомиться: «Описание рукописей и книг, собранных для Императорской Академии наук в Олонецком крае». СПб., 1913, раздел XII), и там же на стр. 226—227 печатается вторая челобитная Полозова (конца 1689 — начала 1690 г.), важная как подлинный и достоверный документ, поскольку сохранилась в делах Разрядного приказа (ЦГАДА) и несёт на себе отметки занимавшихся ею должностных лиц (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVII/1660-1680/Polozov/text1.htm);

3) статью Ольги Андр. Белобровой «Жанр хождений в памятниках XVII в.» в Трудах Отдела древнерусской литературы ИРЛИ (ТОДРЛ), т. 27, 1972, с. 257—272 (http://www.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/TODRL/27_tom/Belobrova/Belobrova.pdf), там же в Приложении I (с. 266—269) дано первое научное издание текста «Челобитной Василия Полозова» в сокращённой редакции по рукописям из фондов Публичной библиотеки (Ленинград) и Ленинской библиотеки. Она ближе всего к списку в Псалтыри 1780 года.

** Наиболее важные из них опубликованы (см. предыд. примечание). Не публиковались и не вводились в научный оборот:

список из частного собрания ярославца В. В. Лукьянова в составе сборника 1745 г., созданного писарем Алексеем Ивановым, где «Челобитная Василия Полозова» находилась между Повестью об Антоне цесаре Римском и о супруге его цесаревне Алунде и Повестью о Калеандре и Неонильде Трапезундской (сообщено В. И. Малышевым в ТОДРЛ, т. 10, 1954, с. 455) [в разных источниках попадаются упоминания и о других списках «Челобитной» В. Полозова, судьба которых неизвестна: так, в 1861 г. список её посылал своему издателю П. А. Бессонову известный собиратель фольклора П. Н. Рыбников; отрывок с началом очень сжатой и ранней версии («Челобитная царю Алексею Михайловичу Васьки Полозова. Бъет челом холоп твой Васка Васильев сын Полозов, взят я был в полон в Крым от Крымских татар...») был в собрании кн. Павла Петр. Вяземского(1820—1888), которое с 1932 г. хранится в РНБ, и т. д.];

три списка, упомянутых в статье О. Белобровой: из РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), М.7274 (М); из ГИМ, собр. Забелина, № 382 (З) — оба 18 в.; и из ИРЛИ, Р. IV, оп. 17 (Пинежское собр.), № 320 [сокращённая редакция; в составе сборника, привезённого в ИРЛИ этногр. экспедицией в 1968 г.; ниже будет дана некоторая текстологическая информация о нём] (Я) — кон. 18 — нач. 19 в.; Белоброва сближает списки М и Я с сокращённой редакцией, список З — со списками Успенского и «Нового летописца»;

список на л. 18 об. — 21 об. (судя по объёму — сокращённая или краткая редакция) из сборника авантюрно-приключенческих повестей, составленного не ранее 1759 г. известным библиофилом капитаном Як. Як. Мордвиновым и хранящегося в Гос. лит. музее (№ 60 [из бывш. Ростовского музея, № 405]) — сообщено Ю. К. Бегуновым в сб-ке «XVIII век», т. 14, 1983, с. 207; он же отмечает, что об этом сборнике упоминал в конце 19 в. Пыпин;

весьма древний список из собрания Ф. Ф. Мазурина, конца 17 в., хранящийся в РГАДА, ф. 196, оп. 1—3 (РГАДА. Путеводитель..., т. 4, 1999, с. 92); в описании этого списка Полозов назван помещиком, как в «Описи Полозова человека», которую я ниже буду тоже полагать одной из древнейших редакций «Челобитной»;

два списка «Челобитной» из фонда Синода (ф. 834, оп. № 4) в РГИА (СПб.), выявленные в 1960—61 гг. (сообщ. Ю. К. Бегуновым в ТОДРЛ, т. 30, 1976, с. 334 [http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=Rsw1FHEcZro%3D&tabid=2276]): 18 в. (№ 1635, — он, благодаря незаменимой помощи С. А. Носова, будет представлен ниже, а его сканы в формате PDF выложены) и 19 в. (№ 597, — о нём ниже будет тоже немного сказано, за что вновь спасибо С. Носову);

и, конечно, тот, о котором речь идёт здесь.

В монографии о русской паломнической литературе К.-Д. Зеемана сказано, что «к настоящему времени известно по меньшей мере 13 списков» челобитной Полозова (Seemann K.-D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur: Theorie und Geschichte eines literarischen Genres. München, 1976. S. 337 [http://www.box.net/shared/o876xky8tmbunjcbj3s7]), но сверх 9-ти, приведённых Белобровой, явным образом указан лишь список из колл. Лукьянова по публ. Малышева и, если я верно сопоставил доступные мне (к сожалению, косвенные) данные, то ещё один или даже два списка из Библиотеки Акад. наук, — см. указатели: Описание рукописного отдела БАН. Т. 4. Вып. 1, 1951, с. 96 сл. и Описание рукописного отдела БАН. Т. 3. Вып. 1, 1959, с. 366—367. Там, по Зееману, описан сборник № 104, датируемый 1740 годом, в котором «Челобитная» соседствует с двумя переводными народными рыцарскими повестями; но по Чумаченко, сб. № 104 — это датируемый 1746/47 гг. список «Нового летописца» с прибавлениями, сделанный посадским человеком Юрьевца Поволжского Дм. Ив. Плещеевым, где «Челобитная» соседствует с рассказами историко-летописного жанра. Кто ошибается, я рассудить не берусь, не видя первоисточников. Также, как будто, упоминается в этих Описаниях рукописей БАН другой сборник, второй пол. 18 в., состоящий, вообще-то, из «Истории о разорении Трои» Гвидо де Колумна, но свободные листы в конце переписчик заполнил приключенческой историей чешского короля Брунцвига и «Челобитной» Полозова, причём, судя по начальным её строкам, — в расширенной редакции.

 

По сути дела, эта челобитная должна считаться первым произведением костромской литературы, вышедшим за пределы местного окружения* (если, конечно, поставить отдельно и «вне конкурса» Ипатьевскую летопись). С неё должна, по совести, открываться каждая хрестоматия или учебник костромской словесности. И этот «псалтырный список» заведомо получает особенное значение, как единственный, происходящий с родины автора**.

_________

* Специалисты склоняются к версии, что из рядового частного документа «Челобитная» превратилась в литературное произведение в стенах Посольского приказа. См.: Буланин Д. М. Полозов Василий Васильевич. Словарь книжников и книжности Древней Руси, вып. 3 (XVII в.), ч. 4, с. 533–535.

** Правда, в 2001 г. Ю. В. Анхимюк и Ю. Д. Рыков описали один костромской рукописный сборник нач. 19 в. (РГБ, ф. 833, № 34), в котором, как пишет хорошо знакомый с полозовской темой Ю. Д. Рыков в своей статье 2010 года, л. 83—114 занимало «Хождение („Странник“) в Иерусалим и другие святые места, приписанное в рукописи Василию Полозову» (http://www.sedmitza.ru/data/2010/08/03/1233291451/08_rykov.pdf). Судя по такой формулировке (да и по слишком большому объёму: свыше 30 листов с двух сторон!), это чьё-то другое сочинение. Но здесь важно то, что в костромском литературном обществе и в эпоху Державина ещё были хорошо наслышаны о своём первом писателе — даже настолько, что и чужое творчество в том же жанре «автоматически» приписывали ему.

 

Ниже представлено то, что логически последовало далее — итог двух-трёх месяцев поисков по, страшно сказать, более чем 10 тыс. просмотренных интернет-страниц и других источников и кропотливой возни с улучшением качества иллюстраций (для просмотра в большем размере на картинки нужно кликнуть мышью, после чего они расширятся до размеров экрана, но у большинства из них справа внизу при этом виден значок вроде косого крестика, и если кликнуть на него, то картинка расширится ещё больше; при этом её можно, «прижав» кнопкой мыши, таскать по экрану, чтобы сопоставить с другим изображением или текстом). А когда готовый текст начал главка за главкой верстаться и выкладываться в Сеть, оказалось, что он требует ещё трёх-четырёх месяцев дополнительных поисков, разрастается вдвое картинками, пополняется новыми главками, и даже целой выноской, и процессу этому пока конца не видно...


К оглавлению | К следующему разделу



Высказаться