На главную

 

История Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

 

8. Храм крестоносцев (1100—1808).

 

Это РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ к ненаписанной главке, выложенные для того, чтобы желающие могли пользоваться ими на условиях правил публичности этого сайта, т. е. в некоммерческих целях и с корректной ссылкой на источник*.

___________

* Е. Ш.

 

 

1099—1187 годы — Иерусалим является столицей королевства крестоносцев. Крестоносцы вырезают и мусульман, и евреев и, чтобы заселить город, привлекают туда арабов-христиан. Многие мусульманские мечети были превращены в церкви*.

___________

* http://www.pluto.hop.ru/israel/ierusalim.html

 

«Эта часовня [капелла св. Елены — Е. Ш.] была посвящена императрице Елене, матери византийского императора Константина, основавшей храм. Купол капеллы относится к 1130 году, а колонны его поддерживающие к 11 веку»*.

___________

* http://www.israel-gid.org/3445/

 

«Крестоносцы не были удовлетворены реставрацией Храма Гроба Константином Мономахом, они сразу же приступили к перестройке здания. Их новый храм был торжественно освящен 15 июля 1149 года, по случаю пятидесятилетия взятия Иерусалима.

Над базиликой Константина они воздвигли монастырь монахов ордена августинцев, место проживания каноников, ответственных за содержание храма, остатки которого по сей день можно видеть во дворе эфиопского монастыря. К северу от ротонды в 1115 году патриархом Арнольфом была построена новая Латинская Патриархия. Впоследствии Салах эд-Дин разместил там мусульманских суфиев, которые превратили здание в мечеть, называемую сегодня эль-Ханака (обитель дервишей).

Перед входом в храм был построен атриум – мощеный двор, который является потолком подземного водохранилища. Его внешний вид почти не изменился с 1172 года, когда было завершено строительство колокольни. Мощение XII века и остатки семи колонн сохранились по сей день. Сами столбы колонн, кроме оснований, были сняты в 1244 году хорезмскими татарами и посланы в Мекку как дар. Западный столб, встроенный в стену и имеющий капитель – корзину, сохранился почти целиком.

3 октября 1187 года, одержав победу над крестоносцами и вступив в Иерусалим, Салах эд-Дин на три дня закрыл храм, затем приказал сбросить колокола с башни, заложить проход одной из дверей и обложить всех посетителей храма податью»*, а ключи снова вверил мусульм. семье.

___________

* http://www.balandin.net/FifthGospel/Gospel35.htm

 

«Захватив город в 1099 году, крестоносцы обнаружили в Храме Гроба систему капелл и Ротонду, построенные византийским императором Константином Мономахом в 1048 году. С тем чтобы создать единый комплекс Храма, рыцари объединили под одной крышей все святые места, связанные с казнью и воскрешением Иисуса. Вокруг Гроба была возведена система балконов, а пол украшен разноцветными мозаиками. Крестоносцы сосредоточили основные усилия по строительству в районе "Святого Сада" к востоку от Ротонды, где возвели трансепты и центральный зал. С востока от апсиды Католикона был возведен амбулаторий – окружной проход, в который вели двери нескольких капелл, посвященных различным аспектам распятия и воскрешения. Среди капелл особой популярностью стала пользоваться капелла Адама. Здесь были погребены и короли крестоносцев (позже их гробницы были перенесены, и ныне следы этих захоронений почти не сохранились). На втором уровне, над капеллой Адама, была возведена капелла Распятия. К востоку от Католикона, там, где в византийский период была базилика, рыцари построили мощный монастырь для канонников, охраняющих Гроб Господень. От этого клойстера существовал проход к амбулаторию. Южный вход в храм, устроенный еще Мономахом, крестоносцы превратили в главный, парадный вход. Справа от главного входа был еще один, ведущий в капеллу Франков (а через нее можно было выйти и в кальварий, то есть на Голгофу). С западной стороны Ротонды были построены магазины. Вход в лавки был, однако, со стороны Патриаршей улицы, но через магазины можно было войти и Ротонду. Частично уцелевшие Врата Марии – это вход в храмовую лавку»*.

___________

* http://www.israel-gid.org/3445/

 

«Основной объем строительной деятельности пришелся на 40-е гг. XII в.»*.

___________

* Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с. 474-476. [http://www.hrono.info/religia/monastyri/grobagosp.php]

 

«На крыше капеллы св Елены находится так называемый "царский монастырь" — Дир ас-Султан, посвященный эфиопами царю Соломону. Во времена существования латинского королевства крестоносцев тут, под открытым небом был обустроен так называемый "клойстер каноников" — что-то вроде монастыря для монахов-охранников Храма (его еще называют клойстером августинцев – по имени "нищенствующего" ордена, образованного в середине 13 века и объединенившего несколько итальянских монашеских конгрегаций). В те годы между клойстером и амбулаторием существовал проход. На камнях, из которых сложено основание купола привлекает внимание армянская эпиграфика, увы, почти не подлежащая расшифровке и огромное количество крестов разного типа. Описание этих крестов было сделано иерусалимским исследователем М. Королем. Вдоль стены от коптского монастыря св. Антония до эфиопской капеллы Арх. Михаила можно насчитать, в общей сложности, следы пяти арочных пролетов, и четыре из них по стилю — типичные романские, возведенные крестоносцами к 1149 году. В одном из пролетов находились ворота прохода, соединяющего двор с амбулаторием – их легко опознать и сейчас. Между пролетами сохранились верхние части опорных столбов – три пары сдвоенных "локтевых" капителей. Поскольку на эти капители опираются подпружные арки, то возникает эффект парения сводов, легкости и воздушности, который только усиливает ощущение божественности мироустройства»*.

___________

* http://www.israel-gid.org/3445/

 

+++рис. с печати Иерусалима - http://dlib.rsl.ru/viewer/01004428358#?page=781

«Фасад Храма Воскресения – блестящий образец романской архитектуры – был закончен, как полагают около 1180 года, на исходе господства крестоносцев. Это две арки с фризом, правая из которых была полностью заложена в правление Салах ад-Дина, то есть после 1187 года. Решение закрыть один из входов объясняют двумя причинами. Первая – обеспечение более жесткого контроля со стороны мусульманских властей за доступом к святыням христианских паломников, которые продолжали посещать Святой Город и после его завоевания султаном. Вторая причина – прагматическая: после превращения его в мечеть Храм рассматривался властями и как оборонительное городское сооружение на случай нового вторжения крестоносцев. /.../ В византийский период Камень Помазания окружали стены часовни св. Марии. Часовня была снесена до основания во время перестройки Храма крестоносцами»*.

___________

* http://jerusalem.ucoz.com/index/khristianskie_svjatyni_ch_10/0-43

 

«Правый, католический престол на Голгофе был впервые устроен в эпоху крестоносцев. Католическая Голгофа расположена на месте, где, по преданию, происходило пригвождение Спасителя к Кресту, чему соответствуют и названия – Алтарь Гвоздей Святого Креста и Престол Пригвождения ко Кресту. /.../

Католический алтарь – тончайшей работы серебряный ковчег с изображением сцен Страстей Христовых. Созданный в 1588 году Доменико Портеджани во флорентийском монастыре святого Марка, он стал даром Храму Воскресения от великого герцога тосканского Фердинанда де Медичи»*.

___________

* http://jerusalem.ucoz.com/index/khristianskie_svjatyni_ch_10/0-43

 

«After defeating the crusaders, Saladin brought down the Cross and turned the church into a mosque from 1187 to 1190»*.

___________

* http://orthodoxwiki.org/Church_of_the_Holy_Sepulchre_%28Jerusalem%29

 

«Со времен падения Иерусалимского королевства крестоносцев над Гробом Господним поселилась фамилия Алемидов. Она стала жить в помещении, где проживали латинские патриархи. В комнатах с окнами, выходящими в купол над Гробом Господним, был гарем хозяина. Целью поселения над христианским храмом с видом во внутрь его была слежка во избежание всякого рода заговоров или неразрешенных собраний. Позднее эта цель уже была не нужна, но гарем по-прежнему там существовал, а насельницы его иногда нарушали церковное богослужение, бросая внутрь всякие непристойные предметы в богомольцев.

А.Н.Муравьев после своего путешествия на Восток и о.Порфирий во время пребывания в Иерусалиме писали об этом вопиющем осквернении святыни. "В Петербурге Муравьев хлопотал о том, чтобы купить мусульманский дом, пристроенный к храму Воскресения, и таким путем уничтожить гарем. Правительство с ним согласилось и поручило нашему посольству в Константинополе выяснить этот вопрос. Посланник обратился к консулу Базили, а последний к начальнику нашей Духовной Миссии" [61]. Консул Базили просил отца Порфирия на основании распоряжений из Петербурга разузнать на месте, возможно ли совершить такую куплю, что возможно купить у владельца всех зданий, какова может быть цена, сколько обойдется ремонт, возможно ли использовать это приобретение, если оно состоится, для помещения Духовной Миссии.

31 октября 1850 года о. Порфирий направил Базили, согласно его просьбе, записку о гареме. В ней он считал необходимым освободить Гроб Господень от гаремного поругания. Далее архимандрит Порфирий советовал купить все семь зданий, прилегающих к храму Воскресения и принадлежащих семейству Алемидов, и считал, что можно приобрести их за 50 тыс. руб. и поместить в них нашу Духовную Миссию.

"В сих зданиях, - говорил он в заключение, - может быть помещена Духовная Миссия наша. Но тогда существование ее должно быть известно Порте, дабы начальство иерусалимское имело должное уважение к ней и предохраняло ее от возможных неприятностей. Кроме сего, представляется неизбежная необходимость устроить эти здания возможно удобнее и поместить в них церковь для Миссии. Места довольно. Близость к Святому Гробу утешительна. Гласность нашей Миссии и скромное благолепие дома ее нужны не для соперничества с католиками и протестантами, а для полновесного и полезного влияния нашего на Церковь Палестинскую. Когда все православные народы узнают об освобождении Гроба Господня от гаремного осквернения и об учреждении российского монастыря в Иерусалиме подле сей святыни, тогда они воскликнут гласом радования: "Слава в вышних Богу! Светися, светися, Иерусалиме, слава бо Господня на тебе воссия!" [62].

На основании записки о. Порфирия Базили отправил посланнику Титову свое донесение, а тот в свою очередь доложил в Петербурге. Но Базили очень сомневался в успехе покупки дома и гарема. "Вряд ли можно надеяться, — писал он, — на полный успех такого домогательства, тем более, что противоположные соображения турок найдут сильную опору в ходатайстве Франции и других католических держав и в вопле латинского духовенства" [63]. Но и в отрицательном ответе со стороны Турции в этом деле Базили видел положительный результат. "Если мы должны получить отказ от турок, пусть будет отказано наотрез, но уже с тем, чтобы это было залогом решительного отказа католикам" [64]. Покупка у Алемидов их апартаментов в конце концов не состоялась, но окна, выходящие в храм Гроба Господня, были заделаны [65]»*.

___________

* [61] П. В. Безобразов. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, стр. 506

[62] Там же, стр. 508, 509

[63] Там же, стр. 511

[64] Там же, стр. 508

[65] Архим. Порфирий. Книга бытия моего, т. 5 стр. 205

(Архимандрит Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме [http://www.rusdm.ru/history.php?item=10])

 

«мусульмане заняли южную часть атриума перед Константиновой базиликой под предлогом, что халиф Омар молился в этом месте и построили в 1216 году небольшую мечеть, почти перекрывшую доступ к базилике (в 1417 году был пристроен минарет). Это было сделано вопреки декретам самого Омара, к тому же, халиф Омар не мог молиться на этом месте, так как атриум в то время располагался, как мы знаем, с восточной стороны храма, выходя фасадом на византийскую улицу Кардо Максимус»*.

___________

* http://www.balandin.net/FifthGospel/Gospel35.htm

 

План Иерусалима при Саладине, фронтиспис кн.: Francois Louis Claude Marin. Histoire de Saladin, Sulthan d'Egypte et de Syrie, avec une Introduction, une Histoire abregee de la Dynastie des Ayoubites fondee par Saladin. P., 1758

План Иерусалима при Саладине, фронтиспис кн.: Francois Louis Claude Marin. Histoire de Saladin, Sulthan d'Egypte et de Syrie, avec une Introduction, une Histoire abregee de la Dynastie des Ayoubites fondee par Saladin. P., 1758 [пока без номера, взято с http://www.deliveraspromised.eu/contents/en-us/d20.html, но надо посмотреть в Галлике BNF, нет ли лучшего качества]. Масштаб плана дан в туазах, 1 туаз = 1,95 м.

 

«For the next 88 years [после 1099] Jerusalem remained in the hands of the Crusaders. Almost at once they erected a life-sized silver statue of Christ on top of the edicule, but little more was done for many years. Around the middle of the 12th century, the portico in front of the tomb was reconstructed as a solid structure, more like the Chapel of the Angel as it is today, and covered inside with mosaics and inscriptions. By now the edicule was at the zenith of its splendour. The cupola was covered with plates of gilded silver, the flat roof of the edicule with sheets of gilded copper, and a gilt cross topped by a gilt dove rose over the cupola above the tomb chamber. The burial couch within was covered with gold given by the Byzantine emperor Manuel I Comnenos (1143-80).

The glory did not last. After the defeat of the Crusaders by Saladin at the Battle of the Horns of Hattin on 4 July, 1187, the silver was stripped from the edicule to be minted into coin to pay the knights and soldiers defending Jerusalem. When the city surrendered to Saladin on 2 October, 1187, the Church of the Holy Sepulchre was closed for three days while its future was discussed. In the end it was decided to follow the example of the Caliph Omar who, on his capture of the city in 638, had confirmed the Christians in possession of their church. It was not therefore demolished as some had advised, but returned to the hands of the Eastern Christians from whom the Crusaders had seized it 88 years before. Four Syrian priests were permitted to remain in the church.

Under the truce concluded between King Richard I ("Lionheart") of England and Saladin in 1192, Christian pilgrims were to be free to go up to Jerusalem and visit the Holy Sepulchre. Two Latin priests and two deacons were allowed to join the Syrian priests in the service of the church. There was some revival when by treaty in 1229, the Crusaders recovered the church for ten years, but in 1244, ten thousand Khwarismian horsemen swept down from the north-west and broke into the city. They entered the Church of the Holy Sepulchre, broke open the tombs of the kings of Jerusalem, slaughtered the Christians who had taken refuge in front of the edicule, decapitated the priests who were celebrating mass at the altars, demolished the marble cladding of the edicule and removed the carved columns in front of the tomb, sending them as a sign of victory "to the Tomb of Mohammed."»*.

___________

* http://www.mfa.gov.il/MFA/MFAArchive/1990_1999/1999/9/The%20Tomb%20of%20Christ

 

«Деревянный щит справа от входа скрывает могилу Филиппа де Обеньи, одного из тех, кто упомянут в Великой Хартии Вольностей — Магна Карта, подписанной в 1215 году ангийским королем Иоанном Безземельным. Появилось это захоронение здесь в 1236 году, в относительно короткий промежуток, когда крестоносцы под предводительством Фридриха II Гогенштауфена частично вернули себе власть над Иерусалимом (1229—1244 гг.)»*.

___________

* http://www.israel-gid.org/3445/

 

1244 год — полное разрушение Кувуклии хорезмийскими завоевателями*.

___________

* http://krotov.info/libr_min/05_d/der/evensky_07.htm

 

«В 1246 году султан Айюб навечно передал ключи от храма двум мусульманским семьям Нусейба и Джуди. Джуди дано почетное право хранить ключи, а Нусейбам совершать ритуал открытия и закрытия дверей»*.

___________

* http://www.balandin.net/FifthGospel/Gospel35.htm

 

1260 год — Иерусалим захватывают и разрушают монголы. В том же году их побеждают мамлюки, вскоре овладевшие Эрец-Исраэль*.

___________

* http://www.pluto.hop.ru/israel/ierusalim.html

 

1267 год — в Иерусалим прибывает знаменитый еврейский ученый рабби Моше бен Нахман (РАМБАН, Нахманид) из Испании. Он нашел в городе ок. 2000 человек, среди которых было лишь два еврея*.

___________

* http://www.pluto.hop.ru/israel/ierusalim.html

 

«by 1390 a number of new repairs were made to the church.

Until the fall of Constantinople in 1453, the Orthodox Patriarchs kept the keys of the church. This law, by Patriarch Dorotheos, was renewed by Sultan Suleiman in 1517. With the new law of Suleiman, they keys were given to a Muslim family in 1545. During this period the canopy of the Holy Sepulchre was also repaired»*.

___________

* http://orthodoxwiki.org/Church_of_the_Holy_Sepulchre_%28Jerusalem%29

 

1517 год — город завоевывает турецкий султан Селим, и начинается 400-летняя эпоха владычества Османской империи*.

___________

* http://www.pluto.hop.ru/israel/ierusalim.html

 

1536—1541 гг. — турецкий султан Сулейман Великолепный обносит Иерусалим крепостной стеной, построенной на развалинах древних стен. Эта стена окружает Старый город и сегодня*.

___________

* http://www.pluto.hop.ru/israel/ierusalim.html

 

«In 1545 Patriarch Germanos added a small dome to the church, and the Franciscan monks renovated it further in 1555, as it had been neglected despite increased numbers of pilgrims. During 1719-1720 the church was repaired further by the Orthodox and also the Catholics»*.

___________

* http://orthodoxwiki.org/Church_of_the_Holy_Sepulchre_%28Jerusalem%29

 

«14 января 1546 года при землетрясении силой 5-6 баллов пострадали города Цфат, Шхем, Рамалла, Хеврон и Газа. В Иерусалиме обрушилась мечеть Омара, купол храма Гроба Господня и крепостная стена около Золотых ворот. Сдвиг почвы в устье реки Иордан на севере озера Кинерет остановил течение реки на 2 дня. Около пятисот жителей Шхема оказались погребенными под обломками домов»*.

___________

* Альфред Грибер. Землетрясения в истории Израиля [http://www.proza.ru/2012/10/12/90]

 

1555 — полная перестройка Кувуклии Бонифацием Рагузским*.

___________

* http://www.isprs.org/proceedings/XXIX/congress/part5/778_XXIX-part5.pdf стр. 778

 

«For the next three centuries [1240-е—1550-е — Е.Ш.], although cared for by the Franciscans from the 14th century onwards, and the goal each year of many hundreds of Christian pilgrims, the edicule decayed. At last, in 1555, Father Boniface of Ragusa, the Franciscan Custos of the Holy Land, was able to rebuild the edicule. Using funds provided by the Holy Roman Emperor, Charles V, and his son King Philip of Spain, who had been given the long vanished kingdom of Jerusalem on his marriage the year before in Winchester Cathedral to Queen Mary of England, Boniface claimed that he had rebuilt the edicule from its foundations. He described in a solemn letter issued some years later how in the course of his work he had seen the original rock-cut tomb within. There was, he said, a tomb just like it still to be seen in Acheldama, which was shown to pilgrims.

The edicule of 1555, the third in succession, preserved all the essential features of the medieval edicule it replaced. Some 250 years later, this third edicule, known to us through many pictures and models, was badly damaged in the fire of 1808 and was replaced in its turn by the fourth edicule built by Nikolaos Komnenos. This is the edicule we see today, which in its turn now demands to be restored»*.

___________

* http://orthodoxwiki.org/Church_of_the_Holy_Sepulchre_%28Jerusalem%29

 

«Колокольня первоначально была выстроена в пять этажей, но после землетрясения в XVI веке была восстановлена в три этажа и с тех пор стоит как бы в усеченном виде. /.../

В 1636 году Венецианская республика через своего посла Пиетро Фоскарини купила у турецкого правителя капеллу франков (Spasm) и передала ее францисканцам. До этого Иерусалимский паша использовал этот древний проход на Голгофу как голубятню»*.

___________

* http://www.balandin.net/FifthGospel/Gospel35.htm

 

«В 1244 г. хорезмийская армия под предводительством монголов подвергла Храм Гроба Господня разграблению и частичному разрушению. Восстановление храма после этого, в условиях мусульманского господства на Святой Земле, продолжалось на протяжении нескольких веков и было завершено лишь к 1719 г.; в том же году здание было частично перестроено»*.

___________

* Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с. 474-476. [http://www.hrono.info/religia/monastyri/grobagosp.php]

 

30-го сентября (12 октября) 1808 года пожар уничтожил купол и нанес разрушительные повреждения большинству капитальных конструкций храма.

 

Breve Notizia dell'Incendio accaduto Nel Tempio del SS-mo Sepolchro di N.S.G.C. il giorno 12 Ottobre 1808.

 

SI premette una breve descrizione della chiesa del Santissimo Sepolcro, e d'altri Santi Luoghi come esistevano prima dell'incendio; affinchè ognuno comprenda meglio il principio, il progresso dell'incendio, ed i gravi danni da quello provenuti.

Il Santissimo Sepolcro è una piccola stanza di nove palmi di lunghezza sopra dodici di altezza scavata nella pietra viva, come dice la Santa Scrittura. Al di dentro ed al di fuori è ornato il Santo Sepolcro di bellissimi marmi con colonne pure di marmo, al di sopra è coperto da una piccola cupoletta sostenuta da dodici colonne di porfiro antico di sommo prezzo. Intorno di questo sacro monumento v'è la famosa chiesa, a guisa di rotonda, detta della Ressurrezione con una eminente, e bella cupola di legno (1) di cedro del Monte Libano sostenuta da grossissime colonne di marmo, e coperta al di fuori di lame di piombo. Nell'intorno della chiesa vi sono delle bellissime galerie di pietra sostenute da grosse colonne di marmo; all'Oriente del Santo Sepolcro è situato il Coro dei Greci; alla parte meridionale di questo Coro è posto il monte Calvario, e vicino a questo hanno i Greci una fabbrica di legno in forma di torre, di sei o sette piani, per alloggiarvi. In una parte delle gallerie hanno gli Armeni la loro chiesa con banchi, e tribune di legno; in un'altra parte di queste hanno i Cattolici quattro stanze ed un altare dedicato a San Didaco, [p. 598:] dietro del quale vi sono altre due stanze, l'una per alloggiarvi i pellegrini, l'altra per custodirvi i tapetti, le lampadi, ed altri aredi dei Santi Luoghi. A canto di queste stanze vi sono le piccole abitazioni dei Cattolici sopra delle quali sono alcune case Turche.

___________

* (1) I Turchi non permisero mai, che si fabbricasse di pietra questa Cupola, perche secondo il disegno dell'Architetto avrebbe superato in magnificenza, e bellezza la Moschea detta dai Turchi il Tempio di Salomone, ch'esiste nel luogo ove fù altre volte il così rinomato Tempio.

 

Santi Luoghi contenuti in questa Fabbrica.

 

1. Il Santissimo Sepolcro.

2. Il santo monte Calvario, ed in questo luogo vi sono.

1. <sic. — E. Sh.> Il Luogo della Crocifissione.

2. Il Luogo dove fù transportata, ed inalborata, la croce dopo la Crocifissione.

3. Il luogo della spaccatura della pietra.

4. Una piccola Capella dove era Maria Vergine con San Giovanni quando crocifigevano Gesu Christo.

5. La Cisterna ove Santa Elena ritrovò la Croce.

6. Una Chiesa dedicata a Santa Elena.

7. La pietra dell'Unzione.

8. Una Capella ove fù preso il Signore.

9. Una Capella dedicata a San Longino.

10. Una Capella ove i crocifissori divisero le sacre vesti di Gesu Cristo.

11. Una Capella con una grossa colonna ove fù legato G.C. quando fù coperto d'obbrobrj.

12. Il Luogo ove apparve a Santa Maria Maddalena.

13. Una piccola Chiesa ove apparve alla Santissima Vergine, ed in questa è posta la colonna della flagellazione. Con altri santi luoghi che si diducono dalla Sacra Storia.

 

Succinta relazione del fuoco.

 

Il fuoco principiò nella Chiesa degli Armeni; incendiata questa, si communicò alla gran cupola, da cui passò al Coro dei Greci, indi alle abitazioni di questi, ed al Santo monte Calvario ove rovinò i belli marmi di questo Santuario, e quelli della Capella della Madonna. Dal sopradetto coro si dilattò pure alla galleria dei Cattolici, e ridusse in cenere le quattro [p. 599:] stanze unitamente all'altare dedicato a S. Didaco ed alle stanze sopradette, e si brucciò tutta la robba destinata all'alloggio dei pellegrini, egualmente che li tapetti, e le lampadi d'argento, e d'altri metalli con li bellissimi aredi del Santo Sepolcro.

S'abbrucciarono pure le case dei Turchi poste sopra le stanze dei Cattolici che precipitarono, e caddero sopra delle nostre stanze. Dopo cinque ore di fuoco violento cadde la gran cupola, e rovinò cadendo la piccola cupola sovraposta al Santo Sepolcro, si ridussero in pezzi le belle colonne di porfiro che la sostenevano come pure le colonne, e marmi posti al di fuori del Santo Sepolcro. Questo sacro monumento restò per più ore in mezzo di una fornace di fuoco ardentissimo esposto ad un grado di calore, che spezzò i marmi i più duri, infocò il ferro e fuse li altri metalli. Ognuno tenea per sicuro che si fosse rovinata anche la stanza del Santo Sepolcro; ma finito il fuoco ritrovossi fredda ed intatta la porta del Santo Sepolcro, ch'è di legno, nè l'interno del Sepolcro soffrì la minima machia. Ciò riguardarono i Turchi per un gran miracolo, e noi pure non ne dobbiamo dubitare, poichè considerando la grande quantità del fuoco, e di piombo bollente che lo copriva ed attaccato ad un legno per tante ore senza abbruciarlo, è cosa troppo chiara esser l'opra di una forza sovranaturale che lo diffendeva. In fine tutto il resto di questa superba fabbrica s'è ridotta in un mucchio di cenere e sassi, e qualche mura che restarono in piedi vanno di giorno in giorno crollando potendosi contare sopra di poche o nessune, per la loro sicurezza.

L'oggetto di questa relazione si è di muovere a pietà i Fedeli a somministrare qualche ajuto per riparare in qualche maniera questo Santo Tempio, affine di potervisi celebrare le Messe, e le sacre funzioni, che ogni giorno si fanno per li benefattori. [p. 600:]

Sarebbe una manifesta ingiuria alla provata pietà di tutti i Cristiani il solo dubitare che non sia per concorrere ogni fedele con quelle forze, che gli sono possibili per un'opera così santa. Non si può omettere in questa circostanza dal fare osservare, che per più di 600 anni, che i PP. di San Francesco hanno la custodia di Terra Santa, e che spendono ogni anno per conservarla somme immense, e non hanno mai ricercata elemosina dai Cattolici in Levante. Le attuali circostanze a tutti note gli obbligano questa volta a ricorrere alla loro pietà. Trattandosi di una elemosina che si domanda ai Fedeli una sol volta, tanto più si lusingano che ognuno la farà piu generosa che le sarà possibile. Per raccogliere questa Elemosina sarà esposta in ogni chiesa di Pera, e di Galata, una Cassettina colle armi di Terra Santa, affinchè sia conosciuta, e sarà esposta sino al giorno dell'Assunzione di Maria Vergine 15 Agosto del 1809.

 

(William Turner. Journal of a Tour in the Levant, Vol. 2, 1820, pp. 597—600 [http://books.google.ru/books?id=yYQOAAAAQAAJ&pg=PA597 и след.])

Записка о пожаре, произошедшем в храме Пресвятого Гроба Господа нашего Иисуса Христа 12 октября 1808 года.

 

Сим представлено краткое описание храма Пресвятого Гроба и других святых мест каковыми они были до пожара, с тем, чтобы всякий смог лучше уразуметь начало, распространение огня и тяжкий ущерб, оным причинённый.

Пресвятая Гробница суть небольшая комната девяти пядей <2 м — Е. Ш.> длиной и двенадцати пядей <2,66 м — Е. Ш.> вышиной, вырезанная в цельном камне, как говорит Священное Писание. Изнутри и снаружи Святой Гроб украшают прекрасные мраморные колонны из чистого мрамора, верх покрыт небольшим куполом, опирающимся на двенадцать колонн античного порфира высокой ценности. Вокруг сего священного памятника находится знаменитая церковь, образованная круговой ротондой, названной в честь Воскресения, и красивым деревянным куполом (1) из кедра с гор Ливана, поддерживаемым величайшими мраморными колоннами и покрытым снаружи пластинами свинца. Вокруг церкви имеются красивые каменные галереи, опирающиеся на большие мраморные колонны; к востоку от Святого Гроба находятся Греческие хоры; южная часть этих хор находится на горе Голгофе, и рядом с нею у Греков есть деревянная постройка в виде башни из шести или семи ярусов для приюта. В одной из этих галерей находится Армянская церковь со скамьями и деревянной кафедрой, а в другой — у Католиков четыре помещения и алтарь во имя св. Дидако, [p. 598:] за коим есть ещё два помещения: одно для приюта паломников, другое для хранения покровов, лампад и другой утвари Святых Мест. Часть этих помещений занимает небольшая Католическая обитель, над которою несколько Турецких построек.

___________

* (1) Турки никогда не допускали, чтобы сей купол изготовили из камня, дабы он по искусству зодчего не превзошёл бы в величии и красоте мечеть, называемую Турками Храмом Соломона, на месте, где некогда стоял столь знаменитый Храм.

 

Святые Места, находящиеся в поименованном Здании.

 

1. Пресвятой Гроб.

2. Святая гора Голгофа, и в сем месте есть:

1. <так. — Е. Ш.> Место Распятия.

2. Место, куда был отнесён и оставлен крест после Распятия.

3. Место расщелины в скале.

4. Небольшая часовня, где была Дева Мария со св. Иаковом, когда распинали Иисуса Христа.

5. Цистерна, в коей св. Елена обрела Крест.

6. Церковь во имя св. Елены.

7. Камень Помазания.

8. Часовня Вознесения Господня.

9. Часовня во имя св. Лонгина.

10. Часовня, где экзекуторы разделили святые ризы Иисуса Христа.

11. Часовня с большой колонной, к коей был привязан И.Х. во время поношения.

12. Место явления св. Марии Магдалене.

13. Маленькая церковь, где было явление Пресвятой Деве и где находится столп бичевания. О других же святых местах вы прочитаете в Священной Истории.

 

Краткое изложение о пожаре.

 

Пожар возник в Армянской церкви; огонь, распространяясь, перекинулся на большой купол, из него пошёл на Греческие хоры, а затем на их обители и на св. гору Голгофу, где превратил в руины прекрасный мрамор этого места и часовни Мадонны. Из вышепомянутых хор он распространился также в галерею Католиков и превратил в прах четыре [p. 599:] помещения вместе с алтарём во имя св. Дидако и все помещения, названные выше, испепелив также всё имущество, предназначенное для приюта паломников, вкупе с покровами, лампадами из серебра и других металлов и с прекраснейшим убранством Святого Гроба.

Объяв далее помещения Турок, расположенные над католическими, он просочился вниз и пал на наши помещения. После пяти часов сильного пожара рухнул большой купол и разрушил при своём падении небольшой купол над Святым Гробом, раздробив на куски красивые порфировые колонны, на коих сам держался, а также колонны и наружное мраморное убранство Святого Гроба. Сей священный памятник остался на несколько часов в середине печи, пылающей огнём столь яростным, что сокрушался и мрамор, и более стойкие материи, горело железо и cплавлялoсь с другими металлами. Каждый был убеждён в том, что внутренность Святого Гроба была также повреждена; но в конце оказалось, что огонь оставил холодной и нетронутой деревянную дверь Святого Гроба, и внутри Гробницы не пострадала и малейшая песчинка. Сие Туркам предстало великим чудом, да и мы сами не свободны были от сомнений, по причине столь великого огня и кипящего свинца, покрывших её и льнувших к древесине многие часы беспрестанно, и вполне ясно, что такое ничем кроме сверхъестественной силы не содеять. В конце концов, всё, что осталось от сего великолепного здания, была груда пепла и камней, а иные стены, оставшиеся стоять, день ото дня рушатся, и мало есть или вовсе нет надежды рассчитывать на их безопасность в дальнейшем.

Цель сего донесения — пробудить у истинно верующих сострадание и тем подвигнуть к толикой помощи в толиком восстановлении сего Святого Храма, облагороживании его до пригодности служить мессы, отправлять таинства и каждый день возносить молитвы за своих благодетелей. [p. 600:]

Вопиющим бы то было оскорблением для сострадательных чувств всех христиан — усомниться даже, что каждый верующий возревнует все возможные силы отдать сей святой работе. Не упустим случай заметить к сему, что из более чем 600 лет, как отцы ордена Св. Франциска имеют попечение над Святою Землёю и тратят огромные суммы всякой год на её обережение, никогда они не искали милостей от Католиков в землях Леванта. Нынешние же обстоятельства, тут представленные, требуют на сей раз обратиться к их милосердию. Поскольку сей призыв обращается к истинно верующим во единый раз, — тем паче они польстят себе, чем большую возможную щедрость явят. Для приёма сих Милостынь будет установлен в каждой церкви в Пере и Галате <районы Константинополя: Пера — квартал иноземных купцов, Галата — христианский квартал. — Е. Ш.> ящик с гербом Святой Земли, для всеобщего сведения, и будет оставаться до дня Вознесения Девы Марии на 15 августа 1809 г.

 

 

*.

*.

 

 

К предыдущему разделу о Храме | К оглавлению о Храме | К следующему разделу о Храме

 

 

Вернуться к Полозову | К полозовскому оглавлению | К следующему разделу о Полозове



Высказаться