На главную
Монета в честь основания Элии Капитолины: COL AEL KAPIT, COND [679] |
Известна римская мемориальная монета с надписью «Colonia Aelia Capitolina condita» («Колония Элия Капитолина основана»). На ней изображён, то ли символически, то ли отображая реально состоявшееся событие, древнеримский обряд основания нового поселения: Адриан, опахивающий на быках борозду по периметру будущего города*. Эта борозда, правда, должна была пройти довольно далеко от Голгофы и Св. Гроба, которые мы знаем, но последующим строительством эти реликвии, или то, что от них могло оставаться, были затронуты весьма чувствительно, как с инженерной, так и с сакральной точек зрения.
___________
* Т. В. Носенко. Иерусалим: три религии — три мира. М., 2009, гл. II [http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/143754/7/Nosenko_-_Ierusalim__tri_religii_-_tri_mira.html].
Проект изящной колонии мог, если в его свите не случилось архитектора, набросать и сам Адриан (он был не чужд зодчества), а воплотили его, кажется, в основном те же легионеры, «вепри заливов», временно сменив мечи, правда, не на орала, а на рубила камнетёсов, очаги гончаров и кирпичников, топоры и пилы плотников, заступы и носилки землекопов и т. п., — даже на таком технически сложном сооружении как водопровод стоят их клейма. Археологи ещё очень примерно представляют себе топографию Элии Капитолины, остатки мостовых которой лежат на глубине 10 метров, споры идут даже о том, был ли построен храм Юпитера на месте храма Соломона, или же там лишь стояли статуи Адриана и наследовавшего после него римский трон приёмного сына Антонина Пия (я доверюсь нумизматике: на одной из монет Элии этот храм изображён); не знаю, верить ли слухам, будто христиане и самаритяне (каждые из своих религиозных соображений) интриговали в пользу строительства римского храма, лишь бы не возродился храм Соломона*. Обычная для тогдашних римских градостроителей планировка перекрёстных улиц: с севера на юг Кардо Максимус, с востока на запад Декуманус, с красивыми колоннадами, с портиками, ведущими к форумам, рынкам и храмам, не вызывает сомнений и сохранилась в планировке улиц до наших дней; но, по-видимому, с учётом рельефа местности эта планировка была дополнена улицей Кардо Валенсис (поскромнее, с колоннадой лишь по западной стороне), идущей по долине Тиропейон, расходясь с главной Кардо лучами от парадного въезда в город, связывающего Элию с приморской столицей провинции, Кесарией. Всё это нам, в общем, не так уж важно. Центром нашего внимания будет храм Венеры, потому что именно он почти на два века восстал над местом Голгофы.
___________
* Если я, впрочем, верно понял не очень гладкий гугловский перевод с иврита [http://he.wikipedia.org/wiki/איליה קפיטולינה].
Храм Юпитера на монете Элии Капитолины (прорисовка из Dictionary of Roman Coins: Юпитер сидит между Афиной Палладой и гением города) [667]
Иерусалимский храм (?) на серебряной монете, чеканенной повстанцами Бар-Кохбы в 130-х гг. [681]
Слева: Реконструкция Элии Капитолины [680] |
Соврем. реконструкция Элии Капитолины по Leen Ritmeyer [926] |
Раскопанный фрагмент колоннады главной улицы Элии Капитолины, Кардо Максимы [684] | Главные ворота Элии Капитолины (Porta Neapolitana) и столп Адриана. Фрагмент модели города из Церкви св. Петра в Галиканту (на Сионе), фото Мих. Короля, 2006 [686] | Предположительное изображение римского храма на Храмовой горе Элии Капитолины, фреска III в. из сирийской синагоги Dura Europos (в верхней части центральных дверей, возможно, вепрь — символ X легиона) [698] |
Реконструкции главной улицы Элии Капитолины, Кардо Максимы [682, 685] (из Церкви св. Петра в Галиканту [?]) |
Комплекс храмов Адриана на Храмовой горе Элии Капитолины (реконструкция Kenneth Humphreys, наложение на соврем. фото) [697] |
Храм Венеры, покровительницы цезарей, был расположен как нельзя лучше, в центре главной улицы города, примыкая к площади форума. Именно этим, несомненно, руководствовался Адриан, а вовсе не приписанным ему через два века христианскими авторами умыслом разрушить и осквернить место распятия и воскресения Спасителя*. Во-первых, было бы просто чудом, в свете предыдущего беглого рассказа, если бы к 130 году эти реликвии были целы и открыты, а во-вторых, не меньшим чудом было бы, если бы ни разу за сто лет не прервалась тоненькая ниточка устного знания об их местонахождении. Ну и в-третьих, только третьим чудом (даже при наличии первых двух) обо всех этих мессианских делах мог узнать (и придать им такое важное значение!) 54-летний повелитель раскинувшейся на трёх континетах империи. Мессий тогда хватало: вождя повстанцев Бар-Кохбу через несколько лет тоже объявили мессией... К христианам Адриан относился сравнительно терпимо, он в 125 году подтвердил рескрипт Траяна, что не следует специально выискивать христиан, а если они будут изобличены и откажутся от своей веры, то их следует отпустить**. О его личном отношении к христианам и иудеям вполне говорит письмо консулу Сервиану из Египта в 130 году: «(2) Здесь поклонники Сераписа одновременно являются христианами, а те, которые зовутся служителями Христа (Cristi episcopos dicunt), поклоняются Серапису. (3) Нет такого иудея, главы синагоги, ни самарянина, ни христианского священника (Cristianorum presbyter), который не был бы также астрологом, прорицателем или лгуном (non matematicus, non haruspex, non aliptes). (4) Когда сам патриарх (patriarch)*** прибывает в Египет, одни заставляют чествовать ради него Сераписа, другие — Христа****. (5) Всё это мятежное племя исполнено тщеславием, и этот богатый город как никакой другой обилен пустословием и праздностью. (6) И плавильщики стекла, и изготовители бумаги заняты гаданиями на сочленениях и суставах, ищут знамений, будто их профессия — провидцы; даже страдающие подагрой бывшие всадники, раненые и немощные, и они ведут такую же праздную жизнь. (7) Их общий бог — деньги. Что христиане, что иудеи, ему поклоняются все. (...)»*****.
___________
* Вообще, Адриана христианская традиция демонизировала сверх меры; это ему в VII в. приписали детально просмакованные в житиях пытки и казнь (тогда же и выдуманных) 9—12-летних Веры, Надежды и Любови, то бишь Фиды, Спесы и Кариты, завершившиеся на третий день якобы и смертью их матери Софьи (то бишь Сапиенты, столь же легендарной) в предпоследний год жизни Адриана.
** http://ru.wikipedia.org/wiki/Великое гонение.
*** Очевидно, имеется в виду иерусалимский первосвященник (прим. Б. Деревенского).
**** По мнению некоторых исследователей, под этими словами Адриана надо разуметь попытки некоторых христианских групп передать в более доступных для чужестранцев терминах свое учение и ритуальную практику. (прим. Б. Деревенского).
***** Пер. Б. Деревенского в его сб. «Иисус Христос в документах истории», изд. 4-е, СПб., 2001 [http://lib.ru/HRISTIAN/DEREWENSKIJ/derewenskij.pdf, стр. 131].
Антиной (ок. 111—130) [687] |
Но... Яхве ли, Христос, или кто-то другой и за другое, или никто, бездушный слепой жребий, покарал Адриана быстро и жёстко. Разделавшись с иудейским градостроительством, император со свитой проследовал дальше, к главной цели своего путешествия, в Египет, и там буквально через несколько месяцев нелепо утонул в Ниле прекрасный 19-летний Антиной, шесть лет утешавший осенние годы Адриана. (Можно бы усмотреть тут мрачный детинец в основание Элии, если бы император не велел жрецам обожествить Антиноя.) Об этой драме существует целая субкультура, не будем здесь в неё углубляться, достаточно сказать, что император впал в депрессию, от которой не оправился окончательно во все остававшиеся ему 8 лет жизни, покрывая пространства империи неисчислимыми изваяниями своего юного бога-любовника. Завершим эту страницу словами автоэпитафии, написанной Адрианом за несколько дней до приёма слишком большой дозы слишком сильного лекарства; я старался переводить как можно точнее, хотя до удивительной горькой нежности, меланхолии, лаконичности, силы и стройности оригинала дотянуться не вышло:
Душенька-непоседушка, ласонька, Гостья-вожатая тулову, В каких-то сейчас далях-странствиях, Бледненькая, дрожкая, голышечка, Нет уж, как бывало, не взыграешься... |
Animula vagula, blandula, Hospes comesque corporis, Quae nunc abibis in loca Pallidula, rigida, nudula, Nec, ut soles, dabis iocos... |
Бюст Адриана 130-х гг., найденный в 19 в. в Иерусалиме, Эрмитаж [707] |
Стык кладок христианского храма (слева) и храма Венеры (справа) в часовне св. Вартана [689] |
Храм Венеры известен нам лишь по слепым оттискам на монетах Элии, да и на тех иные историки видят скорее атрибуты богини судьбы Тихе. В 1979 г. в греческой части Голгофы, то есть в бывшем дворике храма Венеры, был раскопан «римский алтарь для воскурения фимиама с остатками золы и обугленными костями приносимых в жертву животных»*; недавно установлено, что фасад храма не составлял прямого угла с Кардо, а как бы смотрел на Храмовую гору, где стояли статуи императора и, вероятно, храм Юпитера*. Вероятно, от статуи с Храмовой горы до нас дошёл бюст Адриана сирийской работы, хранящийся в Эрмитаже. (Лавровый венок Юпитера на Адриане, скреплённый медальоном с орлом, символизирует победу в иудейской войне; такие венки после триумфальных торжеств полководцы-победители жертвовали в храм Юпитера Капитолийского.) Археологи в 1970-х гг. развенчали миф, державшийся 16 веков, о том, будто Адриан велел разрушить и завалить землёй и бутовым камнем Св. Гроб (и только-де в IV в. при строительстве Храма Гроба Господня наслоения скверной земли сняли). В армянском приделе Храма Гроба Господня при раскопках нашли остаток кладки храма Венеры, и эта кладка лежит на одном уровне с кладкой христианского храма, не выше, а ниже тех отметок грунта, которые были во времена распятия Иисуса. (Несмотря на то, что каждая реликвия там на вес золота, в эту часовню св. Вартана паломникам вход закрыт**.) Прагматичные легионеры использовали при строительстве плиты, блоки, да, наверное, и колонны, оставшиеся от разрушенных в 70 году войсками Тита величественных построек времён Ирода (таковы и блоки храма Венеры, найденные в часовне св. Вартана). Так что храм вышел хотя и языческим, но в каком-то смысле своим, местным. И, судя по некоторым сохранившимся блокам, он мог повторять зубчатое оформление верха стен, которое было у главного иудейского храма, разрушенного Титом***.
___________
* Сергей Баландин. Пятое евангелие. Ч. 6. Экзегетика сердца [http://www.balandin.net/FifthGospel/Gospel35.htm].
** Kenneth Humphreys. The many tombs of Jesus – and all empty [http://www.jesusneverexisted.com/sepulchre.html]
*** http://www.bib-arch.org/image.asp?PubID=BSBA&Volume=12&Issue=03&ImageID=03302&SourcePage=bswbBrowse.asp&UserID=1&
Храм Венеры (?) на монетах Элии Капитолины [664, 891, 665, 668, 666] (на второй слева монете — имп. Antonius Pius, на 3-й — имп. Marcus Aurelius и Lucius Verus).
Схема храма Венеры в Элии Капитолине ок. 150 г. (реконструкция Kenneth Humphreys) [696] |
Реконструкция Храма Венеры в Элии Капитолине из кн.: Virgilio C. Corbo. Il Santo Sepolcro Di Gerusalemme, Vol. II, 1981 [890] (жирными линиями показаны остатки конструкций, в основном фунадментов, сохранившиеся до наших дней, войдя в последующие версии храма и окружающих его зданий).
C реконструкцией о. Корбо согласны не все историки. Так, Dan Bahat полагает, что храм Венеры мог иметь форму ротонды, а не прямоугольника, и эта форма задала все последующие облики храма [http://www.bib-arch.org/image.asp?PubID=BSBA&Volume=12&Issue=03&ImageID=03200&SourcePage=bswbBrowse.asp&UserID=1&].
Хотя — для кого своим? По-видимому, вскоре же после закладки Элии появился императорский эдикт (историки спорят: то ли как следствие, то ли как одна из причин восстания Бар-Кохбы), которым запрещался под страхом смерти вход в Элию для всякого обрезанного (а поскольку до пророка Мухаммеда было ещё почти 500 лет, то единственными таковыми в той ойкумене были иудеи), и этот запрет как будто был за два века нарушен только однажды — императором Рима Филиппом I Арабом в 240-х годах. Правда, один день в году иудеям был дан, чтобы приходить и плакать о разрушении Храма. Но христиане ко II веку уже были достаточно оппозиционны к иудаизму, и вряд ли многие из них в этих плачах участвовали. А вот жить там необрезанные христиане могли. Таким образом, Элия была чисто римским городом (этнически, за минусом евреев, составленным, наверняка, из всех народов Леванта, да и других частей империи). Основой её жизни был гарнизон X легиона, старшим был легат, а штатские кварталы заселялись вышедшими в отставку легионерами да обслугой: торговцами, мастеровыми, куртизанками, актёрами, писарями, жрецами, врачами и т. д. Службой легионеры явно не тяготились, разве что восстание Бар-Кохбы стоило римлянам больших жертв (и в отместку за это Адриан стёр самоё ненавистное имя Иудеи, переименовав провинцию в Палестину*), так что в городе установилось демографическое и хозяйственное равновесие, и он все два века своего римско-языческого и первое время последующего византийско-христианского бытия существовал, мало изменяясь, в небольших своих границах, с небольшим явно и населением, будучи на тогдашних картах заурядным проезжим городишком. И ни о каком почитании реликвий Распятия или просто памяти о них до начала IV в. нет ни одного даже косвенного свидетельства, хотя из крещёных язычников в Элии мало-помалу составилась христианская община, имевшая со 134 г. и своего епископа, а в 190 г., при епископе Нарциссе I, там даже состоялся первый Поместный собор, на котором христиане наконец определились, отмечать ли Пасху, и когда**. (Поскольку официальный запрет на исповедание христианства сохранялся, очевидно, им приходилось не слишком афишировать себя.)
___________
* Видимо, этому названию посчастливилось дожить до наших дней по той причине, что ни у кого из сменявшихся властителй этой земли, по крайней мере, до образования государства Израиль, не было мотивов реставрировать иудаизм. Однако и Элия оказалась названием-долгожителем, о чём ниже ещё будет упомянуто.
** Михаил Штереншис. История города Иерусалима [http://echo.oranim.ac.il/main.php?p=news&id_news=218&id_personal=41].
Если, вообще, увязку храма Венеры с Голгофой не выдумали христианские мифотворцы IV века, то надо признать, что только этот храм и мог пронести через полвека запустения и два чисто римских столетия (десяток поколений сменился!), через тотальное разрушение и тотальную перестройку, через войны, резню и запреты — зримое указание на место Распятия. И давайте ещё раз вдумаемся в символику храма, посмотрим на стёртые монеты. Венера — богиня любви; и сын человеческий пришёл с искупительной любовью; богиня попирает ногой павшую Иудею — и новый завет попрал завет ветхий; храм интернационален — и Христос пришёл ко всему человечеству. Право же, это был не самый плохой из памятников для такого места...
Жизнь в Элии шла, судя по всему, мирно и размеренно. В Риме сменились на троне толерантный Антонин Пий (отменил казнь за обрезание и за изучение Торы); философ Марк Аврелий; маниакально сладострастный Коммод (при нём, пользуясь тем, что императору всё кроме собственных весьма пряных фантазий было неинтересно, христиане несколько осмелели, это тогда в Элии созвали Поместный собор); попытавшийся навести порядок и тут же за это убитый учитель Пертинакс; мелькнувший самозванец Дидий Юлиан, которому не хватило денег расплатиться за трон, как обещал; свергший его Септимий Север (при нём, на рубеже II и III вв., население Элии немного увеличилось за счёт того, что легионерам было разрешено жениться и обзаводиться семьями; но при нём же снова прижали христиан); распутный и вероломный Каракалла, опять ослабивший градус гонений на христиан; незадачливый временщик Макрин; смазливый мальчик-развратник и садист Гелиогабал; нерешительный Александр Север; быстрая череда солдатских императоров: Максимин I Фракиец, Гордианы I и II, Бальбин, Пупиен, Гордиан III, веротерпимый Филипп I Араб, с размахом отпраздновавший тысячелетие Рима в 248 г. (и, напомню, посетивший Элию; был даже сомнительный слух, будто он тайно крестился), Деций, начавший крепить римскую веру и, соответственно, сильно притеснивший христиан (при нём, ок. 250 г. мученически погиб епископ Элии Александр); Требониан Галл; Валериан I, продолживший нападки на христиан и казнённый в персидском плену (его чучело из содранной кожи, набитое соломой и навозом, стояло там напоказ три с половиной века в Сузском храме); его сын Галлиен, при котором (с 253 г.) началась полувековая передышка для христиан — религиозный мир; Клавдий II; Квинтилл; Аврелиан; Марк Тацит; Флориан; Проб; Кар; Карин, — всё невзрачные однодневки; затем, наконец, твёрдый черногорец из простых, Диоклетиан, правивший с 284 по 305 год и сильно истреблявший христиан начиная с 303 года (наверняка и в Элии это аукалось), правда, не в одиночку: он разделил уже распадавшуюся и неуправляемую империю на четыре тетрархии, взяв соправителями Максимиана, Хлора и Галерия, а когда власть ему наскучила, удалился в своё имение и до смерти, ещё 8 лет разводил там свою легендарную капусту, снисходительно снося грубости новых правителей.
Септимий Север | Филипп Араб | Деций | Валериан | Галлиен | Диоклетиан | Галерий | Максимин |
Слева направо: Римские императоры: 1) Луций Септимий Север (Lucius Septimius Severus) (146—211), 21-й имп. (со 193 г.) [709]; 2) Филипп I Араб, полн. имя Марк Юлий Филипп (Marcus Iulius Philippus) (ок. 204 — 249), имп. с 244 г., бюст сер. III в., Эрмитаж [708]; 3) Гай Мессий Квинт Траян Деций (Gaius Messius Quintus Traianus Decius) (201—251), имп. с 249 г. [710]; 4) Публий Аврелий Лициний Валерий Валериан I (P. Aurelius Licinius Valerius Valerianus) (190-е — ок. 264), имп. с 253 по 260 гг., по бюсту тех же лет из Новой Карлсбергской глиптотеки, Копенгаген [711]; 5) Публий Лициний Эгнаций Галлиен (Publius Licinius Egnatius Gallienus) (218—268), имп. с 253 г., бюст из Musée du Cinquantenaire, Brussels [712]; 6) Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (Gaius Aurelius Valerius Diocletianus) (245—313), имп. с 284 по 305 гг., по бюсту из Музея археологии, Стамбул [713]; 7) Гай Галерий Валерий Максимиан (Gaius Galerius Valerius Maximianus) (250—311), имп. с 293 г., бюст из Глиптотеки Новый Карлсберг, Копенгаген [714]; 8) Гай Валерий Галерий Максимин Даза (Gaius Valerius Galerius Valerius Maximin Daia) (270—313), имп. с 305 г., копия егип. бюста III—IV вв. из Музея им. А. С. Пушкина [715]
Суть великого гонения на христиан, при котором было их казнено от 3 до 3,5 тысяч (в т. ч. Георгий Победоносец, Косма и Дамиан) и много больше приняли пытки и иные наказания, была, как всегда, в их отказе поклониться римским богам, быть как все. А за отказ быть как все эдикт предписывал повсюду разрушать христианские храмы и уничтожать священные книги, лишать христиан званий и почестей, права выступать с обвинением в судах, рабы-христиане не могли впредь получать свободу. При этом гонение ощущалось тем горше, что перед тем почти 20 лет христиане, не скрываясь, жили, служили и даже занимали высокие посты, вплоть до личной свиты Диоклетиана; наконец, и его жена Приска и дочь Валерия были христианками! И люди, в том числе и богатые, и знатные, и просвещённые, обращались в христианство чаще и чаще; порою крестились разом сотнями. Инициатором гонений считается Галерий. Диоклетиан уже через несколько месяцев этой кампании, по случаю празднования 20-летия своего вступления на престол, объявил амнистию; множество христиан были выпущены из тюрем, и интенсивность преследований спала, но после его ухода на покой вновь усилилась на востоке, в областях тетрарха Галерия (ставшего императором) и его племянника и будущего императора Максимина, управлявшего, в частности, и Палестиной. В этой второй волне лишились жизни Дмитрий Солунский, св. Екатерина и мн. др.
Элия к началу гонений уже 15 лет как была штатским городком, потому что её «градообразующий» Х легион Диоклетиан в 289 г. перевёл в Эйлат*. Это, несомненно, обрекло Элию на совсем захудалое существование. Но для её христианской общины это, вероятно, было плюсом: быть подальше от центра в такие времена. Максимин, в своих политических интригах, в 308 г. объявил о смягчении на своих территориях (значит, и в Элии) антихристианских мер, но вдруг и император Галерий, умиравший от рака пениса, выпустил всех христиан из тюрем и издал эдикт, который впервые в истории Римской империи провозгласил христианство дозволенной религией. Став после смерти Галерия в 311 г. императором всего Востока империи, Максимин, несмотря на этот эдикт, возобновил гонения, пока конец им не положил эдикт 313 года, изданный императором Константином Великим — первым христианским императором Рима**.
___________
* Т. В. Носенко. Иерусалим: три религии — три мира. М., 2009, гл. II [http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/143754/7/Nosenko_-_Ierusalim__tri_religii_-_tri_mira.html].
** А. В. Храпов. Гонения на христиан в Римской империи [http://www.pravenc.ru/text/166129.html#part_17]
К предыдущему разделу о Храме | К оглавлению о Храме | К следующему разделу о Храме
Вернуться к Полозову | К полозовскому оглавлению | К следующему разделу о Полозове