На главную

mir.k156.ru

Для отзыва

IV. ИСТОРИЯ СЁЛ И ДЕРЕВЕНЬ

Ю. В. Смирнов (Кострома)

ИЗ ИСТОРИИ СЁЛ И ДЕРЕВЕНЬ КОСТРОМСКОГО РАЙОНА

Когда возникло Караваево?


Жители Караваева прославили свой посёлок на всю страну трудовыми успехами, знаменитым сельскохозяйственным институтом. А многие ли знают о происхождении названия посёлка?

Неведение о возникновении названия Караваево разрушает древняя грамота. Это документ 1498 года — правая грамота суда Ивана Сумарокова, по докладу великому князю Дмитрию Ивановичу, посельскому митропольичего села Куликовского Ване на Иконническую землю, в Костромском уезде <*>. В грамоте указывается, что в старину земля между современным Иконниковым и Караваевым была «боярской землёй» и по фамилии владельца называлась Горбовской. В XV веке великий московский князь на правах верховного сюзерена пожаловал часть своих земель в Костромском уезде митрополиту, а по соседству с ним своему служилому человеку «дворскому Короваю». Между феодалами возник пограничный конфликт. Могущественный митрополит выиграл тяжбу у Коровая. Из грамоты видно, что усадьба дворского Коровая находилась на месте современного Караваева.

 

<*> Акты феодального землевладения и хозяйства XIV–XVI вв. М., 1951, с. 226.

Вывод ясен — грамоты великого князя Дмитрия Ивановича закрепили за населёнными пунктами Костромского уезда названия, возникшие в XV веке по фамилиям или прозвищам последних владельцев. Старые названия забывались. Название «Караваево», в отличие от «Горбовской земли», дошло до настоящего времени. Таким образом, этот населённый пункт, названный по усадьбе дворского Коровая, носит своё имя около 500 лет.


Как появилось Малое Андрейково?


Возле рабочего посёлка Караваево на реке Сендеге стоит небольшая деревня Малое Андрейково. Чистые речки <*>, лес, близость к городу определили значение деревни как места отдыха многих костромичей. Здесь, как грибы, выросли пионерские лагеря, кооперативные сады, дачи. Вокруг деревни раскинулись поля. Сколько лет они кормят этих людей? Этого сказать я не берусь, а как родилась деревня Малое Андрейково и кто был её первым жителем — могу.

 

<*> В полукилометре от М. Андрейкова в Сендегу впадает р. Тёткиш. (Прим. ред.)

В книге «Акты феодального землевладения и хозяйства XIV–XV вв.» (ч.1, М., 1951, с. 154, 223, 225) опубликованы старинные судебные грамоты. В правой грамоте суда судьи Сартака по докладу великому князю Ивану Ивановичу, митрополичьему посельскому Гриде Пятине на Андреевский наволок, в Костромском уезде, бывший у него в споре с Алексеем Истобником 1493–1494 гг. и других документах содержатся сведения о рождении деревни. В 1473 году митрополит всея Руси Филипп выменял у Ивана Руна д. Ильинскую в Минском стане. К этой деревне относился наволок, т.е. заливной луг, по названию Долгий. Долгий луг не был заселён, но его косили крестьяне деревни Ильинской. В 1494 г. в суде разбирался пограничный конфликт между крестьянами великокняжеских и митрополичьих деревень. Судья Сартак выяснил, что последним наволок косил крестьянин деревни Ильинской Андрей Бурко, поэтому наволок крестьяне называли уже не Долгим, а Андреевским. Судья в своих грамотах также записал его Андреевским наволоком. Через несколько лет конфликт между крестьянами снова разгорелся. Судья открыл книги писцовой описи Волынского 1501–1502 гг. — в них уже значилась деревня Андрейково. Крестьяне так описали это место: «… а Андрейкову, господине, до Катунину межа от устья реки Тёткиша рекою Сендегою вверх до устья Попадьинского врага». Судья установил, что рядом с деревней Андрейково находятся деревни Демидково, Федорково, Перепечино, Осотово, Сухорево, Дмитрейцево, Иевцево, Карпово, Катунино, Лютого деревня, Игнатова пустошь, Микулина пустошь, Трестинская деревня. У крестьян была мельница. Здесь же жил бобровник великой княгини. По описи 1501 г., в Андреевой деревне жили Ивашко, Фролка, Олешка со своими домочадцами.

Таким образом, сомнений в том, что деревню Андрейково основал крестьянин Андрей Бурко между 1494 и 1501 годом, нет. Поскольку по его имени наволок в 1493 году назывался Андреевским, то этот год следует считать датой основания деревни. В 1501 г., по описи, Андрея Бурко в живых уже нет. Его прах покоится на сельском кладбище села Куликовского (ныне деревня Куликово). Андрей Бурко состоял в родстве с крестьянами соседних деревень. Сегодняшние жители этих деревень являются между собой дальними родственниками. Большинство названных деревень исчезли. Уже никто не помнит древнего Городища, которое здесь было в более ранние времена. Андрейкову была суждена другая участь.


Как возникло Поддубное?


Сразу при выезде за пределы города на развилке шоссе Кострома – Красное – Иконниково находится деревня Поддубное. Каждый, кто видит белые стены и зелёные купола церкви, пруд, несколько домиков, невольно осознаёт, что пересекают границу Костромы. С одной стороны — сельские просторы, с другой — многоэтажные дома микрорайона Давыдовского. Поддубное давно вошло в наиболее посещаемую зелёную зону отдыха горожан. Об этом не надо говорить тем, кто направился в «Колос», «Волгарь», кооперативный сад или пионерский лагерь.

Когда и при каких обстоятельствах возникла деревня и церковь, кто был первым жителем, почему такое название? Документы, которые отвечают на эти вопросы, имеются. Они опубликованы в «Актах феодального землевладения и хозяйства XIV–XVI вв.» (ч. 1, М., 1951 , с. 156, 222–226, 243). При разборе спора митрополичьих и великокняжеских крестьян в 1501 году по поводу межи писец Григорий Романович Застолбский записал: «Так рекли христиане Фрол и Копос: жалоба нам, господине, на того Ваню, то господине, земли изстарины великого князя Минского стану, тяглые, а запустели, господине, те земли от великого поветрия, и тот, господине, Ваня те земли держит за собою х Куликовскому селу митрополичю не ведаем, по чему, и деревни ставит, Поддубное, господине, деревню поставил тому лет сорок…» Основной приметой деревни является старый вековой дуб, служивший межевым знаком для окрестных крестьян. Крестьяне привели судью именно к этому дубу и, став «у дуба, так ркли: направо господине, земля великого князя», налево митрополита, и к ним здесь примыкала земля боярская Шувалова.… В документе дуб описан уже древним, как «безверхий и виловатый». Со времени возобновления деревни в 1461 г. после великого мора 1420–1425 гг., о котором записано в Патриаршей и Галичской летописи (рукописи Тычинкина) прошло 527 лет. Понятно, что дуб, давший название деревне, не мог сохраниться. Основателем деревни стал крестьянин Тимошка Мишаков с домочадцами, который поселился на старом деревенском месте под дубом по указанию управляющего митрополита Вани. Коренные жители деревни являются потомками этого крестьянина. В 1501 г. он записан и в писцовой описи. В 1872 г. в деревне было 5 дворов, в них 14 мужчин и 17 женщин. Церкви в деревне не значится. Возникает вопрос — ведь церковь в Поддубном реально существует. Всё объясняется просто. Место, где стоит церковь, называется селом Трестиным.

Среди крестьян сохранилась легенда о возникновении села. Раньше на том месте, где теперь село, было болото (трясина). Тут явился святитель Николай на сосне одному старику-крестьянину и осушил болото. На этом месте крестьяне построили церковь во имя святителя Николая. Образовавшееся при церкви село назвали Трестино от слов «трестисть», «трясина». Икона святого Николая долгое время была на испытании в Ипатьевском монастыре и только в 1889 г. благодаря хлопотам прихожан и госпожи Мичуриной она была возвращена в приходскую церковь. По легенде, это та самая икона, которая в XV веке явилась на трясине старику-крестьянину.

Верность этой легенды мы имеем возможность проверить. В 1911 г. в селе действительно существовало болото. В грамоте 1501 г. записано: «И Фрол и Копос ркли: … и ты, господине судья, поеди за нами, мы вам укажем, где Трестинская деревня стояла. И привели в ржаное поле на пустошь». Из этого мы видим, что первоначально деревня Трестинская стояла на сухом месте, в поле, и её название со словом «трясина» как будто не связывается. Деревня с поля была перенесена на её нынешнее место по указанию управляющего Вани в одно время с возникновением Поддубной деревни.

«А Микульским, господине, назвали пустошь, ино то, господине, третье поле Трестинской деревни, а не Микульскова, а стояла, господине, та ж деревня Трестинская, ту господине, деревню с того места переставили на то место, где ныне церковь великий Никола стоит, а все то земли митрополичьего Куликовского села.» В документе отмечено, что Поддубное и д.Трестинскую разъединяла дорога.

В более поздних документах, например 1629 г., селение у церкви Николы названо, как и полагается, уже не деревней, а селом. В это время оно писалось с. Никольским «Тростино тожъ на рчк. Сендеге». В XVII веке это вотчина Новинского монастыря. «В нем церковь чуд. Николая да другая церковь великой мученицы Параскевы нареч. Пятницы древляна клецки, а в церкви образа и книги и всякое церковное строение мирское и волостных людей и церковного приходу». Как видим, село росло. Церквей стало две. Такие церкви стоят сегодня в музее деревянного зодчества в Костроме.

В 1717 г. «в приселке Трестино церковь Николы чудотворца при церкви пп. Алексей Матвеев 70 у него сын дкн. Лука Алексеев пп. Алексей Козьмин 38 л.».

В 1790 г. на месте деревянной церкви построена каменная. В селе у дворянина Геннадия Карцева в усадьбе была устроена домовая церковь в честь костромского чудотворца Геннадия. Карцевы — богатые помещики. Среди них товарищи министров, генералы, первые российские морские офицеры, декабристы, музыканты, видные масоны. Шурочка Карцева при встрече Екатерины II в Костроме стояла среди самых красивых и богатых дворянок в белом платье и из корзины бросала под ноги императрицы цветы. Карцев состоял в свите Александра I при его свидании с Наполеоном в Тильзите.

Среди достопримечательностей Трестина — старинный серебряный ковчежец с серебряным крестом и мощами Печерских угодников. О древности и ценности иконы Николы, от которой пошло село, заключение должны дать искусствоведы. На обочине шоссе сохранились лишь остатки часовни, относившейся к Николо-Трестинской церкви. Она неизменно вызывает любопытство и вопросы, но достоверных документов о её происхождении мне неизвестно, а легенд в народе сложено немало. Во всяком случае, часовни на Руси ставились как памятники на святых для народа местах.

В 1911 г. при церкви существовало попечительство, общество трезвости, церковно-приходская школа. Другая, земская школа была в д. Давыдовское (теперь микрорайон). Главным занятием населения было земледелие. В город на фабрики и в услужение уходили только свободные в семье люди и безземельные. В 1872 г. в селе было 8 дворов. На 16 мужчин приходилось 26 женщин.

Древняя история Поддубного заставляет нас с большим интересом и теплотой смотреть на привычный пейзаж, соединить его с «преданиями старины глубокой». Эта деревня, как чудесный цветок, рождает радость и разнообразие впечатлений среди типовой застройки. Надо изучить сохранившиеся вещественные памятники истории и культуры этого уголка нашей Отчизны, выявить новые и принять меры к их защите.