На главную

 

8. Пол-экватора по суше, два экватора по морю...

 

Василия Полозова с полным правом можно назвать не только первым костромским писателем, но и первым костромским географом-путешественником.

Выше упоминалось, что первым попытался внести ясность в его передвижения (изложенные во всех списках на редкость хаотично и несхоже, но всегда непонятно из-за обилия экзотических топонимов, которые и Полозов-то мог путать, а переписчики «Челобитной» уже превратили в окончательную криптограмму) М. Ф. Шугуров в 1865 г. при первой публикации «Челобитной».

Более обстоятельно (хоть не всегда успешно) взялся за это П. А. Сырку. То немногое, что полозовского есть в его словаре, данном при публикации «Челобитной» в 1890 г. (кроме общеизвестных или бессодержательных пунктов, служащих лишь предметным указателем, типа: Голгофа — холм; Гомор — город), я выбрал и, как обещано, представляю ниже, со ссылками на страницы Православного палестинского сборника № 30:

 

Ахмет — больший мурза, — Ахмед Кюпрюлю (1656—1676 гг.), великий везир турецкого султана Мухамеда IV (1649—1687 гг.) (с. 65);

бусурманский — магометанский, мусульманский; бусурманский приказ — турецкое судилище (с. 80);

[Вавилон:] Ввиду того, что Вавилон стоял на границе персидско-турецкой, можно допустить, что в тексте челобитной Полозова можно читать В(ав)илон вместо Вилон. Впрочем под Вавилоном в данном случае, может быть, следует разуметь Багдад, который, по словам купца Котова (XVII в.), у армян и персиян назывался также Вавилоном (с. 171);

Грузинская земля — её Сырку толкует как Кахетию и Карталинию, тогда как мы видели, что у Полозова это Имеретия (с. 90—91);

Давидов (Давыдов) дом — цитадель, стоящая на Сионе у Яффских ворот Св. града Иерусалима, вне городской стены, или собственно несколько башен различного и неправильного вида, к которым примыкает ряд казарм (с. 91, 146);

Давыдов гроб — могила Давидова или гробница Давида, у араб. Неби-Дауд, на южной оконечности горы Сиона в виде целой группы зданий с возвышающимся из середины их минаретом, занимающих место древней церкви апостолов; ныне это мусульманское святилище, куда вход христианам почти воспрещён (с. 91);

Иудейский град — Иерусалим (с. 104);

кизырбацкий, кизылбашский — персидский (с. 110);

Мисуал — турецкое название Ниневии (с. 117);

Новый град — искаж. Ниневий град (с. 125);

Оволней — несомненно, под этим названием нужно разуметь западный Боли или просто Боли (от Claudiopolis), который в Г[реции] называется Пиний /.../ он расположен в [с. 128:] самом сердце гор Антитавра (на высоте 860 м. у Аббас-дага), у подошвы высокой скалы, увенчанной развалинами крепкого замка, на речке Боли-су, по дороге из прибрежного Бендер-рекли в Ангору. Большой торговый город. (с. 127—128);

Одолней, Отданный — город Адана (?) (с. 128);

Опиний и Опинний — город Аллеп или Халлеп (?). Ср. Оволней (с. 128);

Рюм, Ипорюм, Порюм — Эрзрум, Эрзерум или Арзрум, — главный город вилайэта того же названия в азиятской Турции, в великой Армении, состоящий из трех главных частей: цитадели «Ич-кала», крепости и предместий, составляющих собственно город. /.../ Не раз посещали город сами султаны, а великие визири проводили здесь время целыми годами. /.../ (с. 137);

Силуанская купель — Силоамская купель при источнике или водоеме Силоамском или Силоаме, находившемся на юго-восточной стороне Иерусалима, при подошве горы Офель и при соединении долины Тиропеон с Кедронскою (с. 145);

Сихем — арабск. Набулус, Наблус или Наплуза [от Νεάπολιζ, Неаполь, — названия, данного императором Веспасианом; из арабской формы образовалась русская Оболк и Ополк (=Абулус=Оболос=Оболк; или Апулус=Ополос=Ополк); к образовано графически малограмотным писцом из неясного ос], — город в Самарии, в вилайэте бейрутском, образуя особое губернаторство, расположенный между двумя горами Гаризимом с юга и Гевалом с севера — террасами, на одном из отрогов Гаризима, на разделе между долинами, спускающимися на запад по направлению к Средиземному морю и на восток к Иордану, богатыми источниками, которые льются каскадами; город окружен зеленеющимися равнинами и садами. В 1/2 часе расстояния от города, у подошвы горы Гаризима, находится священный колодезь ветхозаветного патриарха Иакова, где И. Христос беседовал с Самарянкой, известной под именем Св. [с. 146:] Фотинии. Этот колодезь в настоящее время в запустении; он завален в значительной степени мусором и содержит мало воды, хотя очень глубок /.../ В Сихеме находится «квартал Самаритян», обладающих древнею рукописью Пятокнижия в особом ковчеге в их синагоге; они до настоящего времени совершают жертвоприношения на горе Гаризиме /.../ (с. 145—146);

Скупифан (?), — город, лежащий где-нибудь между Дамаском и Аданой (с. 148);

Содом — город, лежавший на том месте, где ныне Мертвое море (с. 148);

Хама, Хам — Гамах, Ха-[с. 160:]ма (Hamah), древн. Епифания, — главный город санджака того же имени вилайэта Сирии или Дамаска, расположенный на р. Оронте (нар-ел-Ази) среди множества садов /.../ (с. 159—160);

Черкасская земля — область, занимаемая черкескою народностью, — черкесами, — многочисленною и воинственною. Эта область занимала прибрежье Черного моря, от границы убыхских владений до Тамани, весь Закубанский край и земли, известные под названием Большой и Малой Кабарды. До появления русских на северном Кавказе, черкесы пользовались также всем степным пространством от Кубани до Манычской низменности и простирали свою политическую власть до самых устьев Терека. Сами черкесы называют себя адиге /.../ (с. 162);

Чизер — городок, между Аллепо и Дамаском; не Кесария ли (Филиппова)? В малоазиятских греческих говорах нередко перед мягкими стоящее к = ч. Эта Кесария, позднее Баниас Панея (город бога Пана), находилась у истоков Иордана, где от нее в настоящее время осталось только несколько арабских домов, в дамасском вилайэте и санджаке (с. 163);

Чичур вместо Чигур или Чикур — Кянгари или Чангри (Гангра) — главный город санджака того же имени в вилайэте Кастамуние, в Малой Азии, расположенный в бассейне р. Красной, у горы Ольгасуд; многолюдный пункт, населенный турками (с. 163);

Шах река — река Шат, или Тигр (с. 169—171);

и про Яблонов (с. 175), наполовину списанный у Шугурова, я выше уже упомянул.

 

О вкладе действительного члена Географического общества СССР Г. Куриленко в начале 1960-х годов в дальнейшую дешифровку полозовских хождений можно судить из первых рук, прочтя ниже в Приложении его статьи. Вклад этот достаточно скромен, он просто свёл воедино то, что писали в комментариях первые публикаторы (Шугуров и Сырку), и по мере воображения заполнил кое-где пробелы так, как ему казалось наиболее вероятно.

 

И лишь Э. Чумаченко, проделав подвижническую работу, реконструировала в 1966 году весьма убедительно основные вехи путей хождения Полозова. Жирным шрифтом указаны современные географические названия (где их восстановить не удалось, проставлена буква N), а в скобках — то, как они представлены в списках (если отличаются от современных); в фигурных скобках даны части маршрута, восстановленные дедуктивно, а в угловых — мои соображения:

Скутари (Скурт <Скурт — это, может быть, Сакарья, соврем. назв. Адапазары, следующий крупный город на торном пути после Боли (Пинии) к Чанкыры>) — Брусса (Прус) — N (Кукуя) — N [Чокыроглу?] (Колана) — Боли (Пиния, Оволной) — Чанкыры (Чугарь, Чигур, Чизор) — Туркхал (Куркала, Куркан) — {ТокатСивасияЯлбистан} — Адана (Оданая, Одан, Одолной) — Антиохия (Онтекия) — Халеб (Опиния) — {Джессир-эш-Шогур (Чугарь (?) — см. выше)} — Хама (Хамай, Хам) — Хомс (Ламыс, Опия) — Аккар (Ахар) — Кутейфа (Скутефь, Кулиф, Скупифан) — Сарепта [Сарафаид] (Сапиф, Сариф) — Дамаск (Шамахия, Шам) — Сафед (Сафат, Асафат) — Джессир аль-Якуб (Яковлев мост) — Назарет (Мазарет) — Набулус (Балыс, Оболк, Ополк) — ИерусалимN (Скудельниче) — ВифлиемКаир (Египет) — {Мемфис} — Александрия — {Синай} — Иерусалим — {NХалеб? — <Адана, Мараш, Кукус, Арабиша> — N <Диарбекир (Нарбекир)?>} — оз. Ван — район горы Арарат — <Джульфа?> — ГониРизаТрапезунд — <Тиреболу/Триполи (три поля)? — Гиресун (гареа?)> — СинопСтамбулИзмаилКилия (Келея) — БалаклаваФеодосия (Каф) — {Керчь} — Сев. Кавказ (Черкасская земля) — ГрузияКарс (Курский град) — Эрзрум (Изрюм) — по реке Тигр (Нават, Шах) — Ниневия и Мосул (Мисур, Минзул, Мисаул) — Багдад (Вавилон) — Исфахань (Ыспогань) — ТерекАстраханьМосква [ок. окт.—нояб. 1676].

 

Чтобы отобразить всё это, мне трижды пришлось расширять избранный вначале фрагмент карты, а для некоторых мест ещё и добавлять отдельные более подробные карты. Наш костромитянин в чалме и халате посетил все центры зарождения европейских и малоазиатских цивилизаций и религий: и Грецию (Олимп!), и Палестину, и Египет, и Междуречье! Почти со 100% уверенностью — и Крит, это из 3300 дней его кюрекчилерства на галерах, за которые он по самому скромному подсчёту откачал веслом два земных экватора, если не больше...

Только в казачьем Тереке, по-видимому, смог он снова одеться в кафтан, надеть русскую шапку. Не слишком вероятно, что ларионовский обоз из Астрахани в Москву ехал через Яблонов, так что вряд ли Полозов смог поклониться могиле отца. Городок его юности потерял важности, когда граница, спасибо Хмельницкому, 16 лет назад ушла на две сотни вёрст к югу, а с ней ушла и армия; Изюмская сакма стала обычным русским просёлочным трактом. Но что для степняков 200 вёрст? они нет-нет да пробовали яблонские надолбы на прочность; а как раз в 1676 году разгоралась очередная большая война с татарами, и поставленная поперёк сакмы крепость, хотя и пообветшалая, снова стала нужна...

Далеко впереди ждала Москва, новый молодой царь, а костромское имение... если и было оно, чтó теперь вспоминать — за двадцать девять лет, небось, давно ушло назад в казну, а нет, так прочно приросло к родне, да поди успело и разойтись то ли по наследству, то ли в приданое...

А всё-таки родина. Свои церкви, свои кресты, своя речь, свои хитрости, свои девки и жёнки. И неужто царь не наградит по справедливости?.. Ведь вышел из полона без выкупу, хорошие деньги казне сберёг: от 20 до 50 рублей, а то и выше по тогдашним законам платили за сына боярского*. Нет, надо в Москву!

___________

* М. Н. Бережков. Русские пленники и невольники в Крыму. Одесса, 1888, с. 26 [http://www.runivers.ru/bookreader/book10060/#page/27/mode/1up].

 

Сводная предположительная карта 30-летних странствований В. В. Полозова, сост. Е. Б. Шиховцев

Сводная предположительная карта 30-летних странствований В. В. Полозова* [394]

 

___________

* Во время крымского плена Полозов мог находиться не обязательно вблизи ханской столицы, его могли содержать и в Азове с другими русскими пленниками, захваченными тогда же. В таком случае более вероятно, что в Константинополь его отправили морем не из Балаклавы, как показано на этом варианте карты, а из Каффы.

 


К предыдущему разделу | К оглавлению | К следующему разделу



Высказаться