На главную

4.21. Персия: Азербайджан. Ширван. Дагестан. 1676.

 

«Московских гонцов», которых указал Полозову царевич Ираклий, в одном из списков «Челобитной» 18 в. относят к посольскому приказу и именуют послами: значит, в Исфагане были они — старший по чину подьячий Никифор Ларионов и при нём переводчик Константин Христофоров — с дипломатическим поручением. Они-то наконец и облагодетельствовали нежданного земляка: «не покинули, вывели на святую Русь из бусорманские веры». Ларионов особенно вошёл в его положение, он не только дал место Полозову на своих подводах, но и кормил, одевал, содержал его в течение целого года, то есть несколько месяцев, пока доделывал свои государевы дела в Исфагане, и потом весь путь на родину: 1300 км до Терского города — первого форпоста России, куда путь по-хорошему занял бы менее двух месяцев, и даже со степенной посольской скоростью — месяца три-четыре*, а может быть и дальше, до Москвы (ещё 1700 км), а то и там ещё приютил на первое время.

__________

* Например, у царевича Николая-Ираклия путь из Москвы до Терского города занял в 1674 году пять месяцев, что втрое медленнее средних скоростей передвижения нашего героя (ок. 30—35 км в день). У старца Арсения Суханова в 1653 году путь от Терека до Москвы по морю и по Волге занял ровно 3 месяца.

 

Поскольку март 1676 года Полозов, по-видимому, провёл ещё в Персии, он мог видеть там мрачно-зрелищный праздник Ашура, сопровождаемый массовыми самоистязаниями шиитов в память мученической казни их имама Хусейна в 680 году.

 

Шиитский праздник Ашура (день поминовения имама Хусейна). Грав. Bernard Picart из исламского (5-го) тома Cérémonies et coutumes religieuses de tous les peuples du monde (1723—1743)

Шиитский праздник Ашура. Гравюра Bernard Picart из V тома Cérémonies et coutumes religieuses de tous les peuples du monde (1723—1743) [519]

 

Какими именно дорогами ехали они из Персии на родину, Полозов не уточняет, но без большой ошибки можно проиллюстрировать этот путь замечательными гравюрами Корнелия де Бруина: если где-то наши герои шли и иначе, то всё-таки примерно по таким же местам, городам, крепостям, рекам и петлистым равнинным и горным дорогам Азербайджана, Ширвана, Дагестана — всё это были земли, подвластные Персии.

 

Караван-сарай вблизи Исфагана. Гравюра по рис. К. Бруина 1703 г. из его кн.: Voyages de Corneille Le Brun..., T. 1, 1718

Караван-сарай вблизи Исфагана. Гравюра по рис. К. Бруина 1703 г. из его кн.: Voyages de Corneille Le Brun..., T. 1, 1718 [348] (ниже гравюры из того же тома).

 

Селение Хафр. Гравюра по рис. К. Бруина 1703 г. из его кн.: Voyages de Corneille Le Brun..., T. 1, 1718

Селение Хафр. [349]

Фрагмент карты путешествия К. Бруина в нач. 18 в. из его кн.: Voyages de Corneille Le Brun par la Moscovie, en Perse, et aux Index orientales. Tome 1, 1718

Фрагмент карты путешествия К. Бруина в нач. 18 в. из его кн.: Voyages de Corneille Le Brun..., T. 1, 1718 [537]

(Красным нанесён предположительный маршрут Полозова, возвращающегося на родину с московским посольством.)

 

Город Кашан. Гравюра по рис. К. Бруина 1703 г. из его кн.: Voyages de Corneille Le Brun..., T. 1, 1718

Город Кашан. [350]

 

Панорама города Кум. Гравюра по рис. К. Бруина 1703 г. из его кн.: Voyages de Corneille Le Brun..., T. 1, 1718

Руины в старом Куме. Гравюра по рис. К. Бруина 1703 г. из его кн.: Voyages de Corneille Le Brun..., T. 1, 1718 Стены старого Кума. Гравюра по рис. К. Бруина 1703 г. из его кн.: Voyages de Corneille Le Brun..., T. 1, 1718

Панорама города Кум. Руины в старом Куме и его стены [351—353]

 

Султания (ныне селение Солтанье). Гравюра по рис. К. Бруина 1703 г. из его кн.: Voyages de Corneille Le Brun..., T. 1, 1718

Султания (ныне селение Солтанье) [354]

Селение (ныне город) Зенджан. Гравюра по рис. К. Бруина 1703 г. из его кн.: Voyages de Corneille Le Brun..., T. 1, 1718

Селение (ныне город) Зенджан [355]

Мост через реку Кызылузен. Гравюра по рис. К. Бруина 1703 г. из его кн.: Voyages de Corneille Le Brun..., T. 1, 1718

Мост через реку Кызылузен [356]

 

Привал каравана под селением Карамин. Гравюра по рис. К. Бруина 1703 г. из его кн.: Voyages de Corneille Le Brun..., T. 1, 1718

Привал каравана под селением Карамин [357]

 

Ардевиль: панорама. Гравюра по рис. К. Бруина 1703 г. из его кн.: Voyages de Corneille Le Brun..., T. 1, 1718

Ардевиль: мечеть Адина. Гравюра по рис. К. Бруина 1703 г. из его кн.: Voyages de Corneille Le Brun..., T. 1, 1718

Ардевиль: панорама; мечеть Адина и мост через речку Балухлу [358—360] (буквами B и C на панораме обозначены мечеть Адина и мост, показанные на отд. рисунках слева и справа).

Ардевиль: мост через речку Балухлу. Гравюра по рис. К. Бруина 1703 г. из его кн.: Voyages de Corneille Le Brun..., T. 1, 1718

 

Голландец Стрейс в 1669 г. записал об Ардевиле (Ардебиле): «...он весьма велик, однако не сильно застроен, ибо позади каждого хорошего дома находится не только двор, но и большой сад. В Ардебиле нет ни валов, ни стен, ни каких бы то ни было укреплений. Это местечко на равнине, где протекает рукав небольшой реки Балухлу (Baluсhlu) /.../. Летом река сильно мелеет, но иногда в марте или апреле, когда снег быстро тает, течет и с шумом низвергается с гор. Она так набухает, что затопила бы город, если бы ее не отвели в сторону. Дабы предупредить опасность, на это время строят огромную и тяжелую плотину с тем, чтобы отвести воду. /.../ В Ардебиле пять больших улиц, которые называются Дерванская (Dervansche), Табер (Таbаr), Hиapдувер (Niardouwer), Кумбулан (Кumbulan) и Кезеркутц (Keserkutse). Все они весьма широки и обсажены рядами лип и ясеней, отбрасывающих великолепные тени [с. 287:] во время летнего зноя. Кроме этих пяти там еще много других маленьких улиц и переулков; из них самые известные: Бандер Хан (Bander Chan), Каманкар (Kamankar), Дегме Даглир (Degme Daglir) и улица Урзуми Магеле (Ursumi Mahele), где в каравансарае лежат блудницы и каждая группа образует особый цех или корпорацию. Некоторые из них писательницы или поэты, складывают стихи в честь Али или святого Хуссейна, другие славят доблести шаха, а иные пляшут нагие перед ханом и т. д. Они крайне бесстыдны и даже на улице охотно позволяют себя целовать, трогать и щупать груди и то, что я не осмеливаюсь называть. Молодым парням эти деяния в честь Венеры не ставят в упрек или бесчестье и тем более они не влекут за собой наказания. Здесь много мест для гуляний, окруженных лавками с всевозможными изделиями»*.

__________

* Ян Стрейс. Три путешествия. Пер. Э. Бородиной. М., ОГИЗ-Соцэкгиз, 1935, с. 286—287 [http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Strejs/frametext34.phtml].

 

Слияние рек Куры и Аракса. Гравюра по рис. К. Бруина 1703 г. из его кн.: Voyages de Corneille Le Brun..., T. 1, 1718

Слияние рек Куры и Аракса (Араса) [319]*

Сплав и переправа купцов с товаром по рекам Куре и Араксу. Гравюра по рис. К. Бруина 1703 г. из его кн.: Voyages de Corneille Le Brun..., T. 1, 1718

Торговая переправа близ Ширвана. Гравюра по рис. К. Бруина 1703 г. из его кн.: Voyages de Corneille Le Brun..., T. 1, 1718

Торговая переправа близ границ Ширвана [321]

 

Слева: Сплав и переправа купцов с товаром по рекам Куре и Араксу [320]

__________

* Аракс обозначен буквой A, Кура — буквой B, а их общее русло после слияния — буквой C. На переднем плане Бруин, очевидно, изобразил себя.

 

Шемаха. Гравюра по рис. К. Бруина 1703 г. из его кн.: Voyages de Corneille Le Brun..., T. 1, 1718

Шемаха, центр бывшего Ширванского царства, а во времена Полозова — одной из провинций под властью Персии [361]

 

Ширванский татарин. Гравюра из кн. Jean Baptiste Benoit Eyries, 1839

Ширванский татарин. Гравюра из кн.: J. B. B. Eyries. Voyage pittoresque en Asie et en Afrique..., 1839 [592]

Шемаханскую царицу и её шатёр по Пушкину мы все помним, а вот что мог увидеть в Шемахе наш герой: «Улицы как с южной, так и с северной стороны очень узкие, дома низкие, построены из земли, глины, щитов и досок. В южной части большой базар или рынок, где много хороших и крытых рядов с многими лавками, палатками и ларьками, где продают меха, шелк, хлопчатую бумагу, затканные серебром и золотом платки, сабли и другие ремесленные изделия и товары. На этом рынке стоят два особых больших двора со многими отдельными ходами и лавками, где иноземные купцы, которые приезжают сюда, торгуют своими товарами. Первый называется Шах-каравансарай, что означает то же, что императорский двор; здесь большей частью останавливаются русские и обменивают олово, медь, юфть, соболей и другие товары. Другой называется Лезгин-каравансараем или татарским домом. Сюда прибывают дагестанские и другие татары, которые торгуют лошадьми, людьми, мужчинами, женщинами и детьми, краденными друг у друга, а большей частью у русских. Сюда приезжает также много евреев с одеялами и хлопчатобумажными платками. Меня больше всего удивило, что город этот заново отстроен, хотя не прошло и трех лет, как он был опустошен и разрушен до основания <страшным землетрясением 1667 года. — Е. Ш.>»*.

__________

* Ян Стрейс. Три путешествия. Пер. Э. Бородиной. М., ОГИЗ-Соцэкгиз, 1935, с. 245 [http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Strejs/frametext33.htm].

 

Дербент. Раскрашенная гравюра 1683 г. Э. Кемпфера, изд. I. B. Homann, 1740

Дербент. Раскрашенная гравюра 1683 г. Э. Кемпфера, изд. I. B. Homann, 1740 [362]

 

А когда миновали Дербент, начались территории, которые на исторических картах тех эпох обычно красят в цвета, означающие тяготение к Московии. Да и до официальной границы оставались считанные дни пути... Веяло теплом зрелого лета от сероватого водного простора Каспия — третьего полозовского моря...

 

 

К предыдущему разделу | К оглавлению | К следующему разделу



Высказаться