На главную

4.14. Синай. Палестина. 1672.

 

Бедуины, ожидающие хлебную дань у стены монастыря св. Екатерины. Фото 1902 г. из кн. А. А. Васильева, 1904

Бедуины, ожидающие хлебную дань у стены монастыря св. Екатерины. Фото 1902 г. из кн.: А. А. Васильев. Поездка на Синай в 1902 году, 1904, с. 57 [579]

Дойдя с караваном, скорее всего, до Эль-Ариша, Полозов, видимо, свернул на юг к знаменитой горе Завета и посетил там известный монастырь св. Екатерины (покровительницы супружества), куда попасть было не так-то просто, поскольку из-за вражды с арабскими племенами монастырь был почти на осадном положении. Для умиротворения арабов на территории монастыря с 12 в. построили мечеть, но... неверно, и вроде бы из-за этого её признали непригодной для богослужений, хотя по другим данным во времена Полозова монастырская прислуга из мусульман-будуинов там молилась. Более действенным инструментом относительного мира оказалась ежедневная хлебная дань бедуинам, спускаемая в корзинах (превратившись с веками из дани в подачку, обычай этот дожил и до 20 века). Во времена хождения Вас. Гагары (1630-е) арабов кормили пшённой кашей с деревянным, т. е. низкосортным оливковым маслом, спуская её в «кожаных скатертях»; наверное, и при Полозове так же.

Тем не менее, бдительности греки не теряли, и, например, Вас. Григоровичу-Барскому 80 лет спустя пришлось смиренно, но настойчиво толковать с иноками, осторожно выглядывавшими сверху, и ждать под стенами два дня, прежде чем, убедившись в безопасности, ему скинули из окошка верёвку и тайной пещерой провели внутрь обители. А Полозов ещё и выглядел, наверное, по-турецки. Описывают, что паломникам перед посещением монастыря нередко предлагали в качестве некоторого искуса сходить на вершины Синайских гор, а это больше 2,5 км над уровнем моря (с вершин в монастырь можно было принести снега, хотя бóльшая часть его за время спуска успевала растаять). Так или иначе, Полозов в монастырь попал.

Он пишет, что поклонился мощам св. Екатерины (их, по легенде, из Александрии по её предсмертному желанию унёс ангел, а нашли их чудесным образом через 300 с лишним лет на вершине самой высокой синайской горы, получившей её имя). Хранилась горстка священных костей в небольшом мраморном киоте в раке монастыря, которую для достойных паломников открывали (златотканый покров для её мощей был пожалован монастырю Иваном Грозным за сто с небольшим лет до этого). Там же Полозов поклонился, я полагаю (в списках челобитной это место не совсем внятное), мощам ещё каких-то святых мучеников (возможно, монахов, убитых при набеге арабами, в близлежащем монастыре 40 мучеников) и мощам Григория Синайского.

Часовня Неопалимой Купины в монастыре св. Екатерины на Синае, литография Прохорова по рис. с натуры 1845 или 1850 из альбома архимандрита Порфирия Успенского

Часовня Неопалимой Купины монастыря св. Екатерины, литография Прохорова по анон. рис. 1845 или 1850 [923]

Наверняка, поклонился (хотя и не упоминает о том, — обо всём подробно в челобитной не скажешь) одной из главных святынь монастыря: кусту Неопалимой Купины (терновника), из пламени которого Бог говорил с Моисеем. Куст был давно пересажен и рос вне храма, а внутри, в посвящённой ему часовне, осталось отверстие в мраморной плите, покрытое серебряной чеканной плитой (она лежала там уже за несколько веков до Полозова).

Архимандрит Ананий мог рассказать Полозову о новостях русской церкви: пятью годами ранее он участвовал в Большом Московском соборе, лишившем Никона патриаршьего чина. Впрочем, неизвестно, подобало ли архимандриту пускаться в беседы с паломником, тем более таким странным, в турецкой одежде...

 

Гора Синай, литогр. J. M. Bernatz из кн. Dr. G. H. von Schubert, 1839

Гора Синай, литогр. J. M. Bernatz из кн.: Dr. G. H. von Schubert. Afbeeldingen van het Heilige Land bestaande uit veertig gezigten, 1839 [741]

Гора Синай, раскрашенная гравюра из кн.: Picturesque Palestine, ок. 1880

Гора Синай, раскрашенная гравюра из кн.: Picturesque Palestine, ок. 1880 [242]

Монастырь св. Екатерины (с рис. 19 в.)

Монастырь Св. Екатерины в Синайских горах

(с рис. 19 в.) [243]

Монастырь Св. Екатерины в Синайских горах:

 

Монастырь Св. Екатерины в Синайских горах: рис. из грузинской Псалтыри 17 в.

Рис. из грузинской Псалтыри 17 в. [244]

Монастырь св. Екатерины в Синайских горах, по росписи нач. 18 в.

По росписи нач. 18 в. [245]

Монастырь св. Екатерины в Синайских горах, соврем. фото

Соврем. фото [246]

Во дворе монастыря Св. Екатерины. Литография Д. Робертса, 1839

Во дворе монастыря Св. Екатерины. Литография Д. Робертса, 1839 [247]

В часовне св. Екатерины. Литография Д. Робертса, 1839

В часовне св. Екатерины.

(В центре — золочёный иконостас 17 в., в колоннах замурованы мощи святых.) Литография Д. Робертса, 1839 [248]

Насельники горы Синай. Гравюра из кн. L'Univers, Paris, ок. 1843

Насельники горы Синай. Гравюра из кн.: L'Univers, Paris, ок. 1843 [249]

 

От монастыря Полозов, должно быть, вернулся на север и пошёл дальше знакомым палестинским берегом Средиземного моря. Путь от Каира через Александрию и гору Синай до Аравии — немалый, больше тысячи вёрст. Исходя из обычной скорости его передвижений 30—35 км в день, это около месяца пути.

Золотая медаль работы Jean Varin с изображением Людовика XIV, 1665

Людовик XIV, 1665 [628]

Печать каноника Храма Гроба Господня

Печать папского каноника Храма Гроба Господня [641]

Дойдя ещё сто с небольшим вёрст за 3-4 дня до Иерусалима, Полозов оказался там не очень близко к Пасхе, которая в 1672 году пришлась на 7 апреля по старому стилю. Да и вход в храм Гроба Господня туркам был запрещён, а он ведь по-прежнему шёл под видом турка, так что, кажется, Пасхи он в Иерусалиме дожидаться не стал (ничего об этом не пишет, хотя, наверное, написал бы непременно — описание чуда схождения священного огня, которое он видел в Великую субботу за два года до этого, в его рассказе выделяется и подробностью и красками: чувствуется, как это его поразило). Между тем православные владели главными святынями Палестины последний год: в 1673-м султан Мехмед IV, склонясь на уговоры и казну своего ровесника, короля-солнца Людовика XIV, возвратил Кувуклию (Гроб Господень), Вифлеемскую пещеру Рождества и др. ордену францисканцев, от которых греки в 1632 году отхватили их под предлогом того, что они — «природные подданные» султана (т. е. коренные жители Порты, — что всё-таки для Палестины грешит против истории). И до 1690 г., то есть до конца событий нашего рассказа, над Гробом Господним звучали только латинские службы. А русскому читателю полозовский рассказ напоминал о прежних благодатных временах...

 

Карта Иерусалима в 12 в. из кн. Путешествие игумена Даниила по Святой Земле, 1864

План Иерусалима в 12 в. из кн.: Путешествие игумена Даниила по Святой Земле, 1864 [578]

 

К Мёртвому морю («Содому и Гоморре») его отохотил идти тянущийся оттуда смрад (на это и Симон Лехаци за 50 лет до того жаловался, и Василий Гагара через 20 лет после Лехаци), и он посетил лишь в Хевронской долине большую лавру св. Саввы, прежде населённую 14 тысячами монахов-чернецов*, а при Суханове, за 20 лет до Полозова, лишь десятком старцев. До неё было от Иерусалима 3-4 часа ходу, и она была так же неприступна, как синайские монастыри, что прекрасно видно на рисунках, и так же на верёвках спускала ежедневную кормовую дань окружающим арабам (вот только, хоть и пишет Полозов, что на горе опочивает Савва пустынник, но мощи его с 1256 по 1965 г. хранились в Венеции: не первая и не последняя обманка такого рода в хождениях доверчивого костромитянина). А оттуда наш герой пошёл обратно на север, судя по всему, тем же путём, каким пришёл в Святую землю: из Иудеи в Самарию, Галилею, Ливан (хотя его мог и миновать), Сирию, а оттуда в Чукурову.

___________

* Эту цифру подтверждает и А. Суханов со ссылкой на греческие книги (Проскинитарий Арсения Суханова: 1649–1653 гг. Ред. и предисл. Н. И. Ивановского. Православный палестинский сборник, вып. 21 [т. 7, вып. 3], 1889, с. 200 [https://rapidshare.com/files/17516973/PPS_21_1889.pdf]).

 

Виды лавры св. Саввы и её окрестностей в долине Хеврон,

на пути из Иерусалима к Мёртвому (Содомскому) морю:

Лавра св. Саввы в долине Хеврон. Литография Д. Робертса, 1839

Литография Д. Робертса, 1839 [250]

Лавра св. Саввы в долине Хеврон. Литография Д. Робертса, 1839

Литография Д. Робертса, 1839 [251]

Лавра св. Саввы в долине Хеврон, из альбома «Зарисовки Палестины», изд. Ч. Уилсона, т. 1, 1881

Из альбома «Зарисовки Палестины», изд. Ч. Уилсона, т. 1, 1881 [252]

 

Лавра св. Саввы в долине Хеврон. Фото 1900 г.

Лавра св. Саввы в долине Хеврон, фото 1900 г. [253]

Вид на Мёртвое море от лавры св. Саввы (на заднем плане — горы Моавитские). Литография Д. Робертса 1839

Вид на Мёртвое море от лавры св. Саввы (на заднем плане — горы Моавитские), литография Д. Робертса, 1839 [254]

Лавра св. Саввы в долине Хеврон, раскрашенная гравюра из кн.: Picturesque Palestine, ок. 1880

Вид на Мёртвое море от лавры св. Саввы, раскрашенная гравюра из кн.: Picturesque Palestine, ок. 1880 [255]

 

Силоамский источник. Гравюра из кн. John Kitto, 1844

Силоамский источник. Гравюра из кн.: John Kitto. Palestine: The Bible History of the Holy Land, Volume 2, 1844, p. cxcvi [256]

Приближаясь к Самарии с юга. Рис. из кн.: Picturesque Palestine, ок. 1880

Приближаясь к Самарии с юга. Рис. из кн.: Picturesque Palestine, ок. 1880 [257]

Самария. Долина Наблуса. Раскрашенная гравюра E. Brandard по рис. W. H. Bartlett, ок. 1860

Самария. Долина Наблуса. Раскрашенная гравюра E. Brandard по рис. W. H. Bartlett, в кн.: The Life and Epistles of St. Paul, ок. 1860 [258]

 

Вид на холмы Самарии от Наблуса. Раскрашенная гравюра из кн.: Picturesque Palestine, ок. 1880

Вид на холмы Самарии от Наблуса. Привал путника в тени опунций. Раскрашенная гравюра из кн.: Picturesque Palestine, ок. 1880 [259]

 

 

 

 

 

Справа: Дамаск. У уличного фонтанчика для питья. Раскрашенная гравюра из кн. Picturesque Palestine, ок. 1880 [262]

Побережье Сидона и вид на Сарепту. Раскрашенная гравюра E. Brandard по рис. W. H. Bartlett, в кн.: The Christian in Palestine, ок. 1845

Побережье Сидона и вид на Сарепту. Раскрашенная гравюра E. Brandard по рис. W. H. Bartlett, в кн.: The Christian in Palestine, ок. 1845 [260]

 

 

Дамаск. У уличного фонтанчика для питья. Раскрашенная гравюра из кн. Picturesque Palestine, ок. 1880

Вид на Дамаск с гор. Раскрашенная гравюра J.Appleton, в кн.: The Holy Land, Asia Minor &c. Illustrated, 1838

Вид на Дамаск с гор. Раскрашенная гравюра J. Appleton, в кн.: The Holy Land, Asia Minor &c. Illustrated, 1838 [261]

 

 

Летние спальные шалаши в сирийском селении Баньяс. Раскрашенная гравюра из кн. Picturesque Palestine, ок. 1880

Летние спальные шалаши в сирийском селении Баньяс. Раскрашенная гравюра из кн. Picturesque Palestine, ок. 1880 [263]

 

Приближаясь к Антиохии от Халеба. Раскрашенная гравюра J. C. Bentley по рис. W. H. Bartlett, 1837

Приближаясь к Антиохии от Халеба. Раскрашенная гравюра J. C. Bentley по рис. W. H. Bartlett, в кн.: Syria, The Holy Land, Asia Minor &c. Illustrated, 1837 [264]

Южный вход в Антиохию. Раскрашенная гравюра J. Redaway по рис. W. H. Bartlett, 1838

Южный вход в Антиохию. Раскрашенная гравюра J. Redaway по рис. W. H. Bartlett, в кн.: Syria, The Holy Land, Asia Minor &c. Illustrated, 1838 [265]

Западная стена Антиохии. Раскрашенная гравюра J. H. LeKeux по рис. W. H. Bartlett, 1837

Западная стена Антиохии. Раскрашенная гравюра J. H. LeKeux по рис. W. H. Bartlett, в кн.: Syria, The Holy Land, Asia Minor &c. Illustrated, 1837 [266]

 

Колёса «нории» в Хаме, соврем. фото

Водоподъёмные колёса «нории» в Хаме, соврем. фото [575]

 

 

К предыдущему разделу | К оглавлению | К следующему разделу



Высказаться