На главную

 

4.10. Палестина: Вифлеем. 1670.

 

Дорога на Вифлеем от Яффских ворот Иерусалима. Фото 1900-х гг.

Дорога на Вифлеем от Яффских ворот Иерусалима. Фото 1900-х гг. [178]

Из Иерусалима Полозов двинулся за «семь поприщ» дальше на юг (в наших единицах ок. 10 км, что по карте так и есть) к Вифлеему — посетить храм Рождества Христова. Шёл он мимо местечка Скудельнича* (Акелдамы) — участка земли на юго-востоке Иерусалима, купленного, по преданию, на возвращенные Иудой 30 сребреников и ставшего местом захоронения иностранцев, умерших на Святой земле, и далее по «юдоли плачевной» (долине плача, т. е. Иосафатовой, иначе Кедронской, издревле покрытой кладбищами). Отметил там и пройденную «уделную плачелю»: очевидно, долины Иосафата и Геенны (Енном, Хинном), которые должны в день Страшного Суда разверзнуться огненной рекой, пропуская по узкому мосту лишь праведников.

________________

* В русской традиции Скудельниче называют селом (и Полозов так же), хотя по изображениям этого места вплоть до рубежа 19/20 веков (см. ниже) видно, что жилья там нет.

 

Окрестности Иерусалима. Анон. гравюра по рис. George Sandys 1610-х гг.

Окрестности Иерусалима на пути в Вифлеем. Анон. гравюра по рис. George Sandys 1610-х гг. [444]

A. мечеть на месте здания Тайной вечери; B. церковь Спасителя на месте дома Каиафы; C. место, где Иисус вознёс тело Богородицы от апостолов; D. место слёзного покаяния Петра; E. Мусорные ворота; F. Силоамский источник и водоём; G. место, где стоял дуб Рахели (?); H. церковь Очищения Богородицы; I. колодец Богородицы; K. мост у скалы через Кедрон, где указывают отпечаток стопы Христа; L. поле крови; M. убежище апостолов; N. гора Соблазна; O. место дома первосвященника Анны; P. место погребения франков; Q. Сионские ворота.

Акелдама (Скудельниче). Анон. гравюра по рис. George Sandys 1610-х гг.

Акелдама (Скудельниче). Анон. гравюра по рис. George Sandys 1610-х гг. [433]

A. место Тайной Вечери на горе Сион; B. дуб Рахели (?); C. убежище апостолов; D. поле крови (выкупленное на 30 сребреников); E. гора Соблазна; F, G — участки долин Иосафата и Геенны [место Страшного суда]

 

Акелдама (Скудельниче) на старинной гравюре из кн. V. Gilbert Beers. The Book of Life,
1970

Акелдама (Скудельниче) на старинной гравюре из кн. V. Gilbert Beers. The Book of Life, 1970 [434]

Акелдама (Скудельниче) на снимке конца 19 — нач. 20 в.

Акелдама (Скудельниче) на снимке конца 19 — нач. 20 в. [435]

Захоронения в Кедронской долине. Раскрашенная гравюра E. Brandard по рис. W. H. Bartlett, из кн.: Walks about the City and Environs of Jerusalem, ок. 1860

Захоронения в Кедронской долине. Раскрашенная гравюра E. Brandard по рис. W. H. Bartlett, из кн.: Walks about the City and Environs of Jerusalem, ок. 1860 [179]

 

Долина Кедронская. Рис. из кн. Adrien Egron, 1837

Долина Кедронская. Рис. из кн.: Adrien Egron. La terre-sainte et les lieux illustrés par les apôtres: Vues pittoresques, Paris, Audot, 1837 [180]

Мост над Потоком Кедронским. Рис. Luigi Mayer из альбома 1804 г.

Мост над Потоком Кедронским. Рис. Luigi Mayer из альб.: Views in Palestine..., 1804 [602]

Вход в гробницу Елены. Гравюра из The Sunday at Home, Vol. 8, 1861, № 375

Вход в гробницу Елены в долине Кедронской. Гравюра из The Sunday at Home, Vol. 8, 1861, № 375 [661]

Путь из Иерусалима в Вифлеем. Анон. гравюра по рис. George Sandys 1610-х гг.

Путь из Иерусалима в Вифлеем. Анон. гравюра по рис. George Sandys 1610-х гг. [440]

A. руины башни Давида; B. колодец Беэр-Шева; C. терпентинное дерево; D. столп Симеона; E. колодец Саввы (?); F. церковь Аввакума; G. монастырь Ильи-пророка; H. образ св. Ильи; I. дом Иакова; K. поле, с которого владельцы продали камешки пилигримам, сохранившим их в память Богородицы; L. гробница Рахили; M. город Рама; N. колодец Давида; O. монастырь Вифлеема; P. дом Иосифа; Q. деревня овцепасов; R. овчарня; S. горы Бетулии; T. Аравийские горы; V. монастырь Св. Креста

 

В дорогу он вышел, должно быть, поздно, потому что на пути заночевал (и на обратном пути тоже) в монастыре св. Ильи, где открылся игумену, что христианин, и, раз так, смог улечься на любимый паломниками камень, где по преданию опочивал сам Илья пророк перед тем как его разбудил явившийся ангел. Камень этот, по описанию 1726 г. у Вас. Григоровича-Барского, лежал вне ограды под большим маслинным деревом — интересно, не тем же ли, которое видно на современных снимках? — и имел рельефный отпечаток спящего человека*. (Григорович отмечает там же, что в старину монастырский храм был «иконописан зело лепо»: возможно, Полозов, бывший там полувеком с лишним ранее, ещё застал эти росписи и иконостасы. А вот трапезная была мала — между тем монастырь кормил не только иноков и паломников, но ещё и вынужденно откупался от окрестных арабов, спуская им каждодневно и еженочно по корзине еды в особое оконце, — да и келий было мало: всё занимал монастырь, а немногочисленные иноки лишь пели службы да несли послушания. Но обитель была «во всём изрядна и к тому же на веселом и высоком месте стояща, хотя и не на высокой горе, но на широкой», и окружена была маслинными деревьями; в 1650-х, по свидетельству старца Суханова, там ещё брали воду из колодца, указанного Илье ангелом, наверное, и Полозов в 1670-х этот колодец застал, но уже через полвека тут осталась только дождевая вода**.

________________

* «Пришедши убо аз к обители св. пророка Илии, и прежде, даже не входити внутр, покляняхся месту, на немь же почиваше св. Илия, возвращающися от гори Кармилской, идеже знамение спяща человека и доселе на камени, аки на воску, изображенно ест; ест же пред монастиремь, вне огради, при пути, понеже тамо пут, к Вифлеему ведущ, воскрай монастира лежит» (Н. П. Барсуков. Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Ч. I, СПб., 1885, с. 370, 371 [http://rapidshare.com/files/136135911/Barsukov_N_P_Stranstvovaniya_Vasiliya_Grigorovicha_Barskogo_1723_1747_01.pdf]).

** «Трапези здание мало есть и келий такожде мало суть, понеже церковь величествомь своимь наполни вес монастир. Иноци малочисленни обитають, токмо елики довлеют церковнаго ради пения и нужднаго послушания монастирскаго. Обител она вь всемь изрядна и к тому же на веселомь и високомь месте стояща, аще и не на високой горе, но на широкой, окресть себе много древа маслиннаго имат, и огражденна каменною стеною. /.../ Тамо пиют воду дождевну; в Иерусалиме бо нуждно текущую в земли воду обрести, понеже место есть високо и ко копанию неудобно, каменя ради. Монастир оний есть в всемь изряден и уединен и к иноческому житию весма безмолвен, токмо от Арапов имат нужду не малу, понеже по вся дни и нощи подавають имь пищу оконцемь малим, в кошници низпущающе вон из монастира» (Там же, с. 371).

 

Монастырь Ильи Пророка в Кедронской долине:

Монастырь Ильи Пророка в Кедронской долине, рис. В. Григоровича-Барского, 1726

Общий вид и камень Ильи, рис. В. Григоровича-Барского, 1726 [451]

Монастырь Ильи Пророка в Кедронской долине, вид с северо-запада. Фото 2010 г.

Вид с северо-запада. Фото автора с ником «Серж» 2010 г. [181]

Центральный неф церкви монастыря Ильи Пророка в Кедронской долине. Фото 2010 г.

Центральный неф монастырской церкви, вид с запада (росписи обновлены в 1976 г.). Снимок автора с ником «Серж» 2010 г. [182]

(Ныне в монастыре остался на служении единственный монах.)

 

Практически наверняка не миновал Полозов на дальнейшем пути в Вифлеем большого водоёма, по традиции приписываемого библейскому Давиду (русские тогда называли его «Давыдова цистерна»). А вскоре показался и город, где родился Спаситель. «Вифлеем есть село, стоит на горе, сказывают в нем дворов с триста, половина турков, а половина христиан арабов; стоит на мысу меж оврагов сухих, глубоких, а текут к содомскому морю, от того вержением <броском. — Е. Ш.> каменя дважды до стены монастырской; той монастырь был велик как город, а ныне стены разорены, токмо ворота стоят»*.

______________

* Проскинитарий Арсения Суханова: 1649–1653 гг. Ред. и предисл. Н. И. Ивановского. Православный палестинский сборник, вып. 21 (т. 7, вып. 3), 1889, с. 167 [https://rapidshare.com/files/17516973/PPS_21_1889.pdf]

 

Водоём близ Вифлеема, так наз. цистерна Давида. Акватинта T. Milton по рис. Luigi Mayer 1790-х из кн.: Views in Palestine..., 1804

Так наз. водоём Давида близ Вифлеема. Акватинта T. Milton по рис. Luigi Mayer 1790-х из кн.: Views in Palestine..., 1804 [795]

Вифлеем на раскрашенной гравюре по рис. К. Бруина 1681 г.

Вифлеем на раскрашенной гравюре по рис. К. Бруина 1681 г. [184]

Слева (I) католич. обитель, справа (L) Вифлеем.

 

Вид на Вифлеем. Раскрашенная литография Д. Робертса, 1842—49

Вид на Вифлеем. Раскрашенная литография Д. Робертса, 1842—49 [743]

Вид на Вифлеем. Раскрашенная гравюра E. Finden по рис. Turner и C. Barry из кн. Landscape Illustrations of the Bible, 1836

Вид на Вифлеем. Раскрашенная гравюра E. Finden по рис. Turner и C. Barry из кн. Landscape Illustrations of the Bible, 1836 [185]

Вид на Вифлеем. Гравюра из кн.: Thomas Wallace Knox. Backsheesh!, or Life and Adventures in the Orient..., 1875

Вид на Вифлеем. Гравюра из кн.: Thomas Wallace Knox. Backsheesh!, or Life and Adventures in the Orient..., 1875 [492]

 

Вид на Вифлеем. Акватинта William Watts по рис. Luigi Mayer 1790-х из кн.: Views in the Ottoman Dominions..., 1810

Вид на Вифлеем. Акватинта William Watts по рис. Luigi Mayer 1790-х из кн.: Views in the Ottoman Dominions..., 1810 [852]

Улочки Вифлеема. Гравюра из кн.: Johann Nepomuk Sepp. Jerusalem und das heilige Land: Pilgerbuch nach Palästina, Syrien und Ägypten. Bd. 1, 1863

Улочки Вифлеема. Гравюра из кн.: Johann N. Sepp. Jerusalem und das heilige Land..., Bd. 1, 1863 [921]

Вид на Вифлеем. Открытка конца 19 в.

Вид на Вифлеем. Открытка конца 19 в. [183]

Главная улица Вифлеема. Рис. Luigi Mayer из альбома 1804

Слева: Главная улица Вифлеема. Рис. Luigi Mayer из альбома Views in Palestine..., 1804 [603]

 

Справа: Рынок Вифлеема.

Фото 1900-х гг. [186]

Рынок Вифлеема. Фото 1900-х гг.

 

Доминировавший над Вифлеемом храм VII в. на месте рождения Иисуса, видимо, своими масштабами раздражал арабов, а затем турок-мусульман, и участь его при них после завоеваний XI—XII вв. была плачевна, несмотря на то, что ислам причисляет Ису к почитаемым пророкам (а вот более скромному храму в честь Богородицы под стенами Иерусалима они оказывали такое уважение, что даже было отведено в нём специальное место для молений мусульман, почитавших Мириам).

 

Вид на Храм Рождества в Вифлееме. Гравюра J. J. Crew по рис. Harry Fenn из кн.: Picturesque Palestine, ок. 1875 г.

Вид на Храм Рождества в Вифлееме. Гравюра J. J. Crew по рис. Harry Fenn из кн.: Picturesque Palestine, ок. 1875 г. [187 (нераскрашенная), 188 (раскрашенная)]

Храм Рождества Христова в Вифлееме, вид с запада (соврем. фото  А. В. Новака)

Храм Рождества Христова в Вифлееме, вид с запада. Соврем. фото А. В. Новака [193].

 

На правом снимке виден нарочито низкий «вход смирения», устроенный, чтобы турки не въезжали в храм верхом. (На Востоке были распространены низкие входы, называвшиеся «игольное ушко»: человек туда входил, нагнувшись, а верблюда приходилось развьючивать, и терпеливое животное пролезало туда на коленях: именно эта процедура имеется в виду в известной евангельской метафоре о перспективе богача попасть в рай, — см.: С. И. Пономарев. Иерусалим и Палестина в русской литературе, науке, живописи и переводах, 1877, с. 55 [http://www.knigafund.ru/books/74128/read#page79].) Во времена за 20 лет до Полозова и, наверное, при нём так же перед этим входом был «яко двор, и помощен каменем белым; а стояли круг того двора столпы мраморные, а на них своды яко великие каморы меж столпов тех, ныне же разрушено, токмо от запада стоят ещё. И врата в тот двор яко во граде, велики зело, посреде того двора у кладезя великие устроены» («Повесть и сказание о похождении во Иерусалим и во Царьград Троицкого Сергиева монастыря черного диакона Ионы по реклому Маленького. 1649—1652 гг.» Под ред. С. О. Долгова. Православный палестинский сборник, вып. 42 [т. 14, вып. 3], 1895, с. 21 [http://rapidshare.com/files/170570893/PPS_42_1895.pdf]).

 

План Храма Рождества в Вифлееме: надземная часть. Анон. гравюра по рис. George Sandys 1610-х гг.

План Храма Рождества в Вифлееме: надземная часть. Анон. гравюра по рис. George Sandys 1610-х гг. [441]

План Храма Рождества в Вифлееме: подземная часть. Анон. гравюра по рис. George Sandys 1610-х гг.

План Храма Рождества в Вифлееме: подземная часть. Анон. гравюра по рис. George Sandys 1610-х гг. [442].

В надземной части: A. первый вход; B. второй вход; C. базилика храма; D. греческая часовня; E. алтарь Обрезания; F. трансепт со спусками к месту рождения Христа и пр. под землю; G. часовня св. Екатерины; H. ризница; I. портик; K. сад; L. старая ризница; M. кельи (?); N. порушенная башня; O. помещения армянского монастыря; P. помещения греческого монастыря. В подземной части: A. алтарь Рождества; B. Ясли; C. алтарь Волхвов; D. ступени, ведущие из храма вверх; E. вход; F. часовня Невинных младенцев; G. гробница Евсевии; H. гробница св. Иеронима; I. гробница Павла и Евфросиньи; K. келья св. Иеронима; L. подъём в церковь св. Екатерины; M. церковь св. Екатерины; N. молельни

 

Вход в Храм Рождества. Раскрашенная гравюра J. Redaway по рис. T. Allom, из кн.: Syria, The Holy Land, Asia Minor &c. Illustrated, 1837

Вход в Храм Рождества. Раскрашенная гравюра J. Redaway по рис. T. Allom, из кн.: Syria, The Holy Land, Asia Minor &c. Illustrated, 1837 [189]

 

Справа: В базилике храма Рождества Христова в Вифлееме.

В базилике храма Рождества Христова в Вифлееме в 1850-х гг. Рис. из кн. Melchior de Vogüé, 1860

Рис. из кн.: Melchior de Vogüé. Les églises de la Terre Sainte, 1860 [196]

 

В базилике храма Рождества Христова в Вифлееме в 1870-х гг. Гравюра из кн. Thomas Wallace Knox, 1875

Гравюра из кн.: Thomas Wallace Knox. Backsheesh!.., 1875 [493]

Базилика храма Рождества Христова. Гравюра из кн. Johann Nepomuk Sepp, 1863

Гравюра из кн.: J. N. Sepp. Jerusalem... Bd. 1, 1863 [645]

 

Базилика храма Рождества Христова. Раскрашенная гравюра E. I. Roberts по рис. W. H. Bartlett, в кн.: Walks about the City and Environs of Jerusalem, ок. 1860

Раскрашенная гравюра E. I. Roberts по рис. W. H. Bartlett, изд. ок. 1860 [194]

 

Алтарь Храма Рождества в Вифлееме. Литография Д. Робертса 1839 г.

Алтарь Храма Рождества в Вифлееме. Литография Д. Робертса, 1839 [190]

В храме Рождества в Вифлееме: спуск в пещеру Рождества. Открытка конца 19 в.

В храме Рождества Христова в Вифлееме: спуск в пещеру Рождества. Открытка конца 19 в. [197]

В храме Рождества в Вифлееме. Рис. Luigi Mayer из альбома 1804 г.

В подземной части Храма Рождества Христова в Вифлееме. Рис. Luigi Mayer из альбома Views in Palestine..., 1804 [627]

План часовни Рождества Храма Рождества Христова в Вифлееме. Анон. гравюра по рис. George Sandys 1610-х гг. [443]

A. алтарь Рождества; B. Ясли; C. алтарь волхвов; D. лестница, ведущая из храма наверх; E. изображение, представляющее св. Иеронима

План часовни Рождества Храма Рождества в Вифлееме. Анон. гравюра по рис. George Sandys 1610-х гг.

В пещере Рождества в Вифлееме. Акватинта William Watts по рис. Luigi Mayer 1790-х из кн.: Views in the Ottoman Dominions..., 1810

В пещере Рождества в Вифлееме. Акватинта William Watts по рис. Luigi Mayer 1790-х [853]

 

В пещере храма Рождества Христова в Вифлееме:

В пещере храма Рождества Христова в Вифлееме. Худ. М. Н. Воробьёв, 1833

Картина худ. М. Н. Воробьёва, 1833 [195]

В пещере храма Рождества Христова в Вифлееме. Раскрашенная гравюра E. Challis по рис. W. H. Bartlett, в кн.: The Christian in Palestine, ок. 1840

Раскрашенная гравюра E. Challis по рис. W. H. Bartlett, в кн.: The Christian in Palestine, ок. 1840 [191]

В пещере Рождества Храма Рождества в Вифлееме: место рождения Иисуса. Фото 1900-х гг.

Место рождения Иисуса. Фото 1900-х гг. [199]

 

Звезда на месте рождения Иисуса в пещере храма Рождества Христова в Вифлееме. Фото С. А. Носова, 2012

Звезда на месте рождения Иисуса в пещере храма Рождества Христова в Вифлееме. Фото С. А. Носова, 2012 [192]

В пещере Рождества Храма Рождества в Вифлееме: ясли Иисуса. Открытка конца 19 в.

В пещере Рождества Храма Рождества в Вифлееме: ясли Иисуса. Открытка конца 19 в. [198]

Воробьёв и Бартлетт запечатлели на месте рождения Иисуса (вокруг отверстия древнего колодца, куда по преданию упала Вифлеемская звезда магов) ещё изначальную серебряную звезду францисканцев 1717 года с 14-ю лучами в честь 14-ти передышек на Крестном пути, которую в 1847 г. украли, из-за чего паша отобрал ключи от храма у греко-православного иерарха и отдал латинянину, а это стало запалом для давно назревавшей русско-турецкой войны, столь неудачной для России. На звезде 1853 г., которую турецкий падишах халиф Абдул-Меджид I подарил взамен украденной, прежняя надпись: «HIC DE VIRGINE MARIA IESUS CRISTUS NATUS EST – 1717» — «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа».

А 4 (16) октября 1853 года Абдул-Меджид I объявил России войну.

При Полозове же, когда храмом владели греки, какая-то звезда там тоже была, о ней дважды мельком упоминает Суханов в описании пещеры Рождества, но, к сожалению, без подробностей: «...высота в пещере полторы сажени без чети малой и без полуторы осьмушки <ок. 2,35 м. — Е. Ш.>; тут же кандил <лампад. — Е. Ш.> 30 серебренных, а 20 простых, идеже звезда с полудня на полночь трех четей <т.е. с юга на север ок. 53 см. — Е. Ш.>, а поперег полсажени с получетвертью <ок. 1,1 м. — Е. Ш.> /.../ ...на правой руке под стеною восточной сделана якобы киотка, а в той киотке учинена доска мраморная как бы лавочка и послана пеленами, и стены обиты участками; и на той доске служит патриарх литургию, то есть престол. Место выслано мрамором и на нем учинена дира кругла и обложена серебром, якоб звезда с лучами; над нею под престолом сиречь под доскою каменною горят кандилы с маслом повешены; и ту звезду христиане приходя целуют» (Проскинитарий Арсения Суханова: 1649–1653 гг. Ред. и предисл. Н. И. Ивановского. Православный палестинский сборник, вып. 21 (т. 7, вып. 3), 1889, с. 168, 169 [https://rapidshare.com/files/17516973/PPS_21_1889.pdf]).

 

Хеврон. Литография Д. Робертса, 1839

Хеврон. Литография Д. Робертса, 1839 [200]

Воздав дань главной святыне Вифлеема, храму Рождества «высокому велми»* и украшенному многоцветной старинной мозаикой на сюжеты Писания (о запущенности храма, правда, за двадцать лет до того старец Суханов отозвался сурово, попеняв единоверцам, что не поддерживают чистоты и порядка и даже поставив в пример латинян и турок, у которых в соборах и мечетях по соседству гораздо благовиднее), и трижды облобызав вертеп, где родился Иисус, Полозов пошёл дальше на юг, поклониться могилам патриархов Авраама, Исаака и Иакова в Хевроне, до которых было около 35 км (25 поприщ). Мечеть, построенная над их захоронением, была заперта, и он лишь смог заглянуть внутрь через окно.

________________

* Может быть, подкрепляет 29-летнюю хронологию полозовских странствий то, что он не упоминает о разорении храма Рождества, с которого на военные цели именно в 1670 году турки сняли дубовую крышу на свинцовых скрепах (правда, ещё в 1650-х во многих местах обветшавшую, раскрытую и текущую по всей церкви); думается, если бы он был там в 1671 или 1672 году, то упомянул бы о таком свежем событии (хотя и не обязательно, конечно: жанр челобитной лаконичен и целенаправлен).

 

Вход в мечеть патриархов в Хевроне. Литогр. J. M. Bernatz из кн. Dr. G. H. von Schubert, 1839

Вид мечети над могилами патриархов Авраама, Исаака, Иакова и их жён в Хевроне. Раскрашенная гравюра W. Finden по рис. Turner и Master, изд. ок. 1856

Вид мечети над могилами патриархов Авраама, Исаака, Иакова и их жён в Хевроне. Раскрашенная гравюра W. Finden по рис. Turner и Master, изд. ок. 1856 [201]

В мечети с могилами патриархов Авраама, Исаака, Иакова и их жён в Хевроне. Открытка конца 19 в.

В мечети с могилами патриархов Авраама, Исаака, Иакова и их жён в Хевроне. Открытка конца 19 в. [202]

 

Слева: Вход в мечеть патриархов в Хевроне. Литогр. J. M. Bernatz из кн.: Dr. G. H. von Schubert. Afbeeldingen van het Heilige Land bestaande uit veertig gezigten, 1839 [615]

 

Там же на горе, как он пишет (а на самом деле примерно не доходя 3 км до могил патриархов), он побывал у Мамврийского дуба, по преданию, растущего на месте явления Троицы от сотворения мира. Впрочем, русский паломник Иона, побывавший на Святой земле на 20 лет ранее, полагал Мамврийский дуб местом «Аврамовой жертвы», т. е., очевидно, его считал тем чудотворным деревом, при котором явилась Аврааму овца взамен сына на заклание*. Тогда дуб был вполне живым, но на рубеже 1890-х—1900-х гг., после того как его «открыл» и в 1868 г. выкупил русский архимандрит Иерусалима Антонин Капустин и к дубу началось активное паломничество, паломники растащили всю кору, и 5000-летний дуб стал на глазах гибнуть. С 1996 г. на нём не было зелёных листьев, а по другому преданию это знаменует конец света. (Замечу, что Полозов в своём рассказе лишь мусульманам приписывает такое варварское обращение со священным растением: «А ломают тот дуб турки и арапы для здравия».)

________________

* «Повесть и сказание о похождении во Иерусалим и во Царьград Троицкого Сергиева монастыря черного диакона Ионы по реклому Маленького. 1649—1652 гг.» Под ред. С. О. Долгова. Православный палестинский сборник, вып. 42 (т. 14, вып. 3), 1895, с. 21 (http://rapidshare.com/files/170570893/PPS_42_1895.pdf).

 

Дуб Авраама (Мамврийский). Гравюра из: The Sunday at Home, Vol. 8, 1861, № 354

Дуб Авраама (Мамврийский). Гравюра из: The Sunday at Home, Vol. 8, 1861, № 354 [662]

 

Мамврийский дуб. Открытка 1890 г.

Мамврийский дуб. Открытка 1890 г. [203]

Мамврийский дуб. Колорированный снимок конца 19 в.

Мамврийский дуб. Колорированный снимок конца 19 в. [204]

Низовья долины Кедронской. Рис. из кн.: Picturesque Palestine, ок. 1875

Низовья долины Кедронской. Рис. из кн.: Picturesque Palestine, ок. 1875 [205]

 

К предыдущему разделу | К оглавлению | К следующему разделу



Высказаться