На главную

 

История Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

 

9. Храм Комнина (1810—...).

 

Это РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ к ненаписанной главке, выложенные для того, чтобы желающие могли пользоваться ими на условиях правил публичности этого сайта, т. е. в некоммерческих целях и с корректной ссылкой на источник*.

___________

* Е. Ш.

 

 

«Когда 30-го сентября (12 октября) 1808 года пожар в храме уничтожил купол и нанес значительные повреждения, чудом не пострадал только лишь Кувуклий, Россия оказалась чуть ли не единственным государством, откликнувшимся на эту беду. Она заплатила 2,5 миллиона рублей за право ремонта и 1,5 миллиона за сам ремонт. Но реставрационные работы были поручены греческому архитектору, который не отличался ни особым инженерным талантом, ни художественным вкусом. Он утяжелил здание тупыми пилястрами, заблокировал многие окна. Католики же тогда практически не участвовали в восстановлении своей Святыни, несмотря на то, что Храм для них был не менее дорог, чем для православных, но их ревность, к сожалению, не разделяли правительства западных государств, которые в это время были всецело поглощены Наполеоновскими войнами. Францисканцы, обратившиеся за помощью к Бонапарту, получили от него мизерную милостыню, зато Наполеон не стеснялся получать от Церкви дары и помощь в подготовке своих новых войн. В весьма примитивном вычурном вкусе с луковицеобразным куполом был восстановлен Кувуклий, который некоторые пилигримы описывали как большой мраморный киоск. Помещение Кафоликона было со всех сторон закрыто сплошными стенами, что препятствовало естественному освещению храма, придавая ему мрачный вид. Сильное землетрясение 1927 года, в очередной раз причинило значительный ущерб зданию, ремонт которого продолжается и по сей день»*.

___________

* http://www.balandin.net/FifthGospel/Gospel35.htm

 

1809—1810 — архитектор Комнин из Митилены всё перестроил*.

___________

* http://www.pluto.hop.ru/israel/ierusalim.html

 

«По сообщению проф. Кондакова в 1810 году латиняне, после того, как им удалось восстановить через суд свои права на участие в храме Воскресения, отнятые у них благодаря проискам греков перед турецкими властями, свое водворение в храме начали с того, что "вошли во святой кувуклий и выбросили из него греческие [с. 38:] иконы, кресты, подсвечники, лампады; иконы были закрыты, к кувуклию поставлен был сторож… На месте обретения св. креста алтарь был разобран, мраморные плиты кувуклия выломаны… Рукопашные схватки и новые хождения по мукам повторялись в 1811, 1815, 1817 и последующих годах"». [58]»*.

___________

* http://www.golubinski.ru/ecclesia/ogon.htm

 

Одно из первых описаний нового Кувуклия оставил англичанин Уильям Тёрнер, зарисовавший схему его ок. 1815 года:

Гробница (Кувуклия) в храме Гроба Господня в Иерусалиме, рис. 1815 г. из кн.: William Turner. Journal of a Tour in the Levant, Vol. 2, 1820

Гробница (Кувуклия) в храме Гроба Господня в Иерусалиме, рис. 1815 г. из кн.: William Turner. Journal of a Tour in the Levant, Vol. 2, 1820 [656]. A. Window from which the Greek and Armenian bishops give out the holy fire. B. Stone on which sat the angels who appeared to the women it is raised on a pillar. C. The tomb. D. The church of the Copts. E. Lamps. F. Apartment [p. 169:] where the angel appeared to the women. G. Inner apartment containing the tomb. H. Pillars at the entrance containing inscriptions by which the Greeks call the tomb “Ίων Ρωμάιών,” or their own. I. The entrance. The tomb lies exactly east and west. The form of the tomb (i. e., of the two chambers, the whole together) is a long horse-shoe.

 

... the tomb is an Ottoman Baroque kiosk, erected in 1809-10 by Nikolaos Komnenos, a Greek architect practising in Constantinople. Komnenos building is the fourth in a sequence of four aediculae, "little houses" which have covered and protected the rock-cut tomb of Christ ever since its discovery by the Emperor Constantines workmen in 325-6 CE.

The present edicule has suffered much over the 190 years since it was built. For 40 years, the rains and snows of Jerusalem winters poured down on it through the open eye of the dome immediately above. The water rotted the iron cramps which fastened the stones of Komnenos edicule. In 1868, the dome was rebuilt and the opening shielded by a cover, probably for the first time since a dome was first erected over the tomb, at the end of the fourth century CE. But the damage had been done. Gradually the edicule settled under the weight of the heavy vaults Komnenos had erected over the two compartments inside the tomb, the Chapel of the Angel and the tomb chamber itself. The earliest known photograph of the edicule, taken in 1869-70 and looking along its north side, shows that the stonework was then already bulging outwards under its own weight. /.../

In 1926 /.../ investigation showed that within the 19th-century skin there was an earlier edicule. Recent discoveries suggest that the remains of several earlier edicules survive one inside another, like the skins of an onion.

... the church was severely damaged in the great earthquake of 1927, the edicule held fast. For the next 40 years the whole church was a forest of scaffolding. Even to get in, one had to pass under the raking shoring which prevented the Crusader south front from collapsing into the courtyard. /.../ In March, 1947, as the last of the Mandate governments many actions in the care of the Church of the Holy Sepulchre, the Public Works Department wrapped the edicule in a cradle of steel, the girders inscribed "Burn Steel India Scob" ("Steel Company of Bengal") /.../

[In 1997] In the Coptic rooms south-west of the edicule, a fine opus sectile floor of pieces of black and white marble set in a geometric pattern has been uncovered, dating probably from the reconstruction of the church following its destruction by the Fatimid Caliph al-Hakim in 1009. /.../

___________

* M. Biddle. The Tomb of Christ [http://www.mfa.gov.il/MFA/MFAArchive/1990_1999/1999/9/The%20Tomb%20of%20Christ]

 

О новой планировке храма в целом дают представление схемы Кёрзона (ок. 1834) и Тиссо (1880-е):

 

План Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра ок. 1834 г. из кн.: Robert Curzon. Visits to Monasteries in the Levant, 1849

План Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра ок. 1834 г. из кн.: Robert Curzon. Visits to Monasteries in the Levant, 1849 [659]

 

План Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Рис. J. James Tissot 1880-х гг.

План Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Рис. J. James Tissot 1880-х гг. [450]

На рис. обозначены: 1. дворик перед входом; 2. место, где Богоматерь и св. Иоанн стояли во время распятия; 3. врата входа в храм; 4. помещение турецкой стражи; 5. место, где стояли три Марии; 6. гробница Иосифа Аримафейского; 7. коптская часовня; 8. гробница Спасителя; 9. часовня Ангелов; 10. алтарь Видения Богородицы; 11. место, где стояла Мария Магдалена; 12. место, где Христос явился Марии Магдалене; 13. пещера, где ждал Христос, пока шли приготовления к распятию; 14. часовня Лонгина; 15. часовня Жребия о ризах Христа; 16. часовня св. Елены; 17. часовня Обретения Креста; 18. место, где молилась св. Елена; 19. предполагаемый центр мира; 20. камень помазания; 21. вход в часовню Адама; 22. алтарь с отверстием, куда был водружён Крест; 23. расщелина, разорвавшая скалу в момент смерти Христа; 24. алтарь Матери стоящей; 25. место, где Иисуса Христа пригвоздили к Кресту

 

Внутреннее устройство восстановленного храма и распределение его частей между разными христианскими церквями после серии их судебных тяжб 1810-х гг. хорошо представляет схема из книги Дж. Уильямса (1845):

 

Распределение Храма Гроба Господня в Иерусалиме между конфессиями. Гравюра L. Dower из кн.: George Williams. The Holy City; or, Historical and Topographical Notices of Jerusalem..., 1845

Распределение Храма Гроба Господня в Иерусалиме между конфессиями. Гравюра L. Dower из кн.: George Williams. The Holy City; or, Historical and Topographical Notices of Jerusalem..., 1845 [893]

 

Вход в Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Акватинта Georg Doebler (тж. Jiří Döbler) по рис. de Forbin 1817—18 (?) из атласа иллюстраций к кн.: L. N. P. A. de Forbin. Reise nach dem Morgenland. Prag, Bohmann Erben, 1823—1825

/hram_gr_gdn_1810s.jpg, неотделан! зазеркален!!!/ Вход в Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Акватинта Georg Doebler (тж. Jiří Döbler) по рис. de Forbin 1817—18 (?) из атласа иллюстраций к кн.: L. N. P. A. de Forbin. Reise nach dem Morgenland. Prag, Bohmann Erben, 1823—1825 [909]

 

Храм Гроба Господня в Иерусалиме и его окрестности. Литография Louis Haghe по рис. David Roberts в кн.: The Holy Land, Syria, Idumea, Arabia, Egypt and Nubia..., 1842

Окрестности храма Гроба Господня. Литография Louis Haghe по рис. David Roberts в кн.: The Holy Land, Syria, Idumea, Arabia, Egypt and Nubia...., 1842 [919]. Известны два других интересных цветовых варианта этого рисунка: литография 1849 [920] и раскрашенная гравюра E. Rouargue 1852 [156].

Храм Гроба Господня. Раскрашенная гравюра E. Challis по рис. W. H. Bartlett, в кн.: The Decline and Fall of the Roman Empire, ок. 1845

Храм Гроба Господня. Раскрашенная гравюра E. Challis по рис. W. H. Bartlett, в кн.: The Decline and Fall of the Roman Empire, ок. 1845 [157]

 

Вид на Храм Гроба Господня в Иерусалиме с севера, вдоль Христианской ул. Литогр. A. Picken по рис. W. F. Witts в кн.: George Williams. The Holy City; or, Historical and Topographical Notices of Jerusalem..., 1845

Вид на Храм Гроба Господня в Иерусалиме с севера, вдоль Христианской ул. Литогр. A. Picken по рис. W. F. Witts в кн.: George Williams. The Holy City; or, Historical and Topographical Notices of Jerusalem..., 1845 [894]

 

Вид на Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Литогр. Hage E. Spanier по рис. F. W. Conrad 1854 г. из его кн.: Reizen naar de Landenge van Suez, Egypte, het Heilige Land. 1859

Вид на Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Литогр. Hage E. Spanier по рис. F. W. Conrad 1854 г. из его кн.: Reizen naar de Landenge van Suez, Egypte, het Heilige Land. 1859 [899]

 

Вход в Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Литогр. A. Picken по рис. W. F. Witts в кн.: George Williams. The Holy City; or, Historical and Topographical Notices of Jerusalem..., 1845

Вход в Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Литогр. A. Picken по рис. W. F. Witts в кн.: George Williams. The Holy City; or, Historical and Topographical Notices of Jerusalem..., 1845 [892]

 

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра из кн.: Johann Nepomuk Sepp. Jerusalem und das heilige Land: Pilgerbuch nach Palästina, Syrien und Ägypten. Bd. 1, 1863

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра из кн.: J. N. Sepp. Jerusalem und das heilige Land..., Bd. 1, 1863 [631]

 

План-разрез Храма Гроба Господня в сопоставлении с состоянием в 33 г. н. э., илл. из кн.: Robert Willis. The Architectural History of the Church of the Holy Sepulchre at Jerusalem..., 1849

План-разрез Храма Гроба Господня в сопоставлении с состоянием в 33 г. н. э., илл. из кн.: Robert Willis. The Architectural History of the Church of the Holy Sepulchre at Jerusalem..., 1849 [881]

 

Фасад Храма Гроба Господня (раскрашенная гравюра E. Finden и C. Stanfield, 1835, по рис. с натуры C. Barry)

Фасад Храма Гроба Господня, раскрашенная гравюра E. Finden и C. Stanfield, 1835, по рис. с натуры C. Barry [162]

Западный проход к Храму Гроба Господня, гравюра из кн.: Thomas Wallace Knox, 1875

Западный проход к Храму Гроба Господня. Гравюра из кн.: Thomas Wallace Knox. Backsheesh!.., 1875, p. 427 [494]

Фасад Храма Гроба Господня (фото конца 19 в.)

Фасад Храма Гроба Господня (фото конца 19 в.) [163]

 

Заложенный западный вход в Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра из кн.: Johann Nepomuk Sepp. Jerusalem und das heilige Land: Pilgerbuch nach Palästina, Syrien und Ägypten. Bd. 1, 1863

Заложенный западный вход в Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра из кн.: J. N. Sepp. Jerusalem und das heilige Land..., Bd. 1, 1863 [632]

 

Вид изнутри у входа в Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Акватинта Georg Doebler (тж. Jiří Döbler) по рис. de Forbin 1817—18 (?) из атласа иллюстраций к кн.: L. N. P. A. de Forbin. Reise nach dem Morgenland. Prag, Bohmann Erben, 1823—1825

Вид изнутри у входа в Храм Гроба Господня в Иерусалиме. (Зазеркален???!!!) Акватинта Georg Doebler (тж. Jiří Döbler) по рис. de Forbin 1817—18 (?) из атласа иллюстраций к кн.: L. N. P. A. de Forbin. Reise nach dem Morgenland. Prag, Bohmann Erben, 1823—1825 [911]

 

Капелла Адама Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра из кн.: Johann Nepomuk Sepp. Jerusalem und das heilige Land: Pilgerbuch nach Palästina, Syrien und Ägypten. Bd. 1, 1863

Капелла Адама Храма Гроба Господня в Иерусалиме. (Перенести в гл. 6???!!!) Гравюра из кн.: J. N. Sepp. Jerusalem und das heilige Land..., Bd. 1, 1863 [635]

 

Капелла св. Креста Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра из кн.: Johann Nepomuk Sepp. Jerusalem und das heilige Land: Pilgerbuch nach Palästina, Syrien und Ägypten. Bd. 1, 1863

Капелла св. Креста Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра из кн.: J. N. Sepp. Jerusalem und das heilige Land..., Bd. 1, 1863 [634]

 

Кувуклия в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Акватинта Georg Doebler (тж. Jiří Döbler) по рис. de Forbin 1817—18 (?) из атласа иллюстраций к кн.: L. N. P. A. de Forbin. Reise nach dem Morgenland. Prag, Bohmann Erben, 1823—1825

Кувуклия в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. (Зазеркален???!!!) Акватинта Georg Doebler (тж. Jiří Döbler) по рис. de Forbin 1817—18 (?) из атласа иллюстраций к кн.: L. N. P. A. de Forbin. Reise nach dem Morgenland. Prag, Bohmann Erben, 1823—1825 [913]

 

Кувуклия. Литогр. J. M. Bernatz из кн.: Dr. G. H. von Schubert. Afbeeldingen van het Heilige Land bestaande uit veertig gezigten. Amsterdam, 1839

Кувуклия. Литогр. J. M. Bernatz из кн.: Dr. G. H. von Schubert. Afbeeldingen van het Heilige Land bestaande uit veertig gezigten. Amsterdam, 1839 [742]

 

Церковь св. Елены Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Литогр. Louis Haghe по рис. David Roberts, 1842

Церковь св. Елены Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Литогр. Louis Haghe по рис. David Roberts, 1842 [652]

 

Церковь св. Елены Храма Гроба Господня в Иерусалиме (Chapel of St. Helena, Crypt of the Holy Sepulchre, Jerusalem). Рис. David Roberts, ок. 1842

Церковь св. Елены Храма Гроба Господня в Иерусалиме (Chapel of St. Helena, Crypt of the Holy Sepulchre, Jerusalem). Рис. David Roberts, ок. 1842 [653]

 

Капелла царицы Елены Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра из кн.: Johann Nepomuk Sepp. Jerusalem und das heilige Land: Pilgerbuch nach Palästina, Syrien und Ägypten. Bd. 1, 1863

Капелла царицы Елены Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра из кн.: J. N. Sepp. Jerusalem und das heilige Land..., Bd. 1, 1863 [636]

 

Церковь св. Елены Храма Гроба Господня в Иерусалиме. По картине В. Д. Поленова, 1882

Церковь св. Елены Храма Гроба Господня в Иерусалиме. По картине В. Д. Поленова, 1882 [651]

 

Гробницы Никодима и Иосифа в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра из кн.: Johann Nepomuk Sepp. Jerusalem und das heilige Land: Pilgerbuch nach Palästina, Syrien und Ägypten. Bd. 1, 1863

Гробницы Никодима и Иосифа в Храме Гроба Господня в Иерусалиме (с ошиб. подписью «Место обретения св. Креста»). Гравюра из кн.: J. N. Sepp. Jerusalem und das heilige Land..., Bd. 1, 1863 [637]

 

Цистерна обретения Креста в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра из: The Sunday at Home, Vol. 11, 1864

Цистерна обретения Креста в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра из: The Sunday at Home, Vol. 11, 1864 [931]

 

«Стены за Камнем Помазания раньше не было, ее построили в 19 веке для поддержания статус кво между конфессиями»*.

___________

* http://www.israel-gid.org/3445/

 

«In 1834 and 1836, two earthquakes damaged the church. The repairs from this damage began in 1867-1869 after a great delay, but the temple dome is finally renovated through the assistance of the Russians, the French and the Turkish. The 1808 fire did not reach the interior of the edicule, and the marble decoration of the tomb dates mainly to the 1555 restoration. The current dome dates from 1870.

In more recent times, the small dome was destroyed in 1927 by an earthquake registering 6.3 on the Richter scale. In 1931-33 the church was rebuilt through the financial assistance of the Greek State. In 1948 the big dome of the Church was damaged and repaired within the same year. By 1958, after an agreement between the three churches of Jerusalem (the Greeks, the Armenians, and the Catholics), extensive modern renovations began, including a rebuilding of the big dome (1978-1985) and a redecoration of the big dome (1994-1997). In 1995 the exterior of the dome of the katholikon was repaired with copper, and restoration works continue to the present time»*.

___________

* http://orthodoxwiki.org/Church_of_the_Holy_Sepulchre_%28Jerusalem%29

 

«11 тюля 1927 года произошло землетрясение силой 6.2 баллов, эпицентр которого находился в северной оконечности Мертвого моря. Пострадали города Шхем, Рамалла, Лод, Хеврон, Иерусалим и Тверия. Течение реки Иордан, также как и при землетрясении 1546 года было перекрыто на 20 часов. В Мертвом море были замечены большие куски битума. В Израиле и Трансиордании погибает около пятисот человек, около тысячи человек ранено»*.

___________

* Альфред Грибер. Землетрясения в истории Израиля [http://www.proza.ru/2012/10/12/90]

 

«Значительные пожары с последующими восстановительными работами происходили также в 1868 и 1947-1949 гг.»*.

___________

* Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с. 474-476. [http://www.hrono.info/religia/monastyri/grobagosp.php]

 

«In the 1960s and 1970s, the church itself was brilliantly restored by a common technical bureau working for the three main communities. The columns, walls, and dome of the rotunda were all restored as a part of this programme»*.

___________

* http://orthodoxwiki.org/Church_of_the_Holy_Sepulchre_%28Jerusalem%29

 

*.

 

 

К предыдущему разделу о Храме | К оглавлению о Храме

 

 

Вернуться к Полозову | К полозовскому оглавлению | К следующему разделу о Полозове



Высказаться