На главную

 

История Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

 

1. Храм Константина (0335—0614).

 

Это РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ к ненаписанной главке, выложенные для того, чтобы желающие могли пользоваться ими на условиях правил публичности этого сайта, т. е. в некоммерческих целях и с корректной ссылкой на источник*.

___________

* Е. Ш.

 

 

По археологическим данным, на месте, где церковное предание локализует Голгофу и гробницу Иисуса, была древняя (уже лет сто как заброшенная к эпохе Иисуса) каменоломня, приспособляемая впоследствии под захоронения. Фрагмент чьей-то гробницы с 6-ю подлинными могилами был найден при раскопках в храме ок. 15 в. (две сразу объявили могилами Иосифа Аримафейского и Никодима, готовивших тело Христа к погребению), но тогда же, исходя из расположения этой гробницы, стало очевидно, что её видели ещё строители Константинова храма 11-ю веками ранее, причём они настолько не придали этим могилам никакого значения, что половину из них попросту разрушили при фундаментных работах. (Сейчас паломникам показывают другие могилы этих новозаветных песонажей, найденные в той же гробнице в 1874 г., но и те, что видел Полозов, до нас донёс Л. Майер.)

 

Гробница Иосифа Аримафейского. Акватинта T. Milton по рис. Luigi Mayer из кн.: Views in Palestine..., 1804

Гробница Иосифа Аримафейского. Акватинта T. Milton по рис. Luigi Mayer из кн.: Views in Palestine..., 1804 [600]

 

Гробницы Никодима и Иосифа Аримафейского в храме Гроба Господня. Гравюра по рис. Charles Doussault из кн.: Edouard Charton. Voyageurs anciens et modernes, Tome 2, 1861

Гробницы Никодима и Иосифа Аримафейского в храме Гроба Господня. Гравюра по рис. Charles Doussault из кн.: Edouard Charton. Voyageurs anciens et modernes, Tome 2, 1861 [580]

 

Когда я соотнёс, стараясь соблюсти масштабы, взаимные расположения этой единственной подлинной и с древности нетронутой гробницы и двух ключевых элементов Константинова храма, сохранивших если не идентичность, то хотя бы место своего расположения сквозь все шесть последующих разрушений и восстановлений, градус моего доверия к этим ключевым элементам, Голгофе и Св. Гробу, ещё очень сильно понизился. Если хоронить в этой бывшей каменоломне стали за 100 лет до Иисуса, а закончили во всяком случае не позже чем в 70 г. (год разрушения Иерусалима Титом), то всего кладбище эпохи второго храма просуществовало тут менее двух веков. Как бы ни была изрыта и пересечена там местность (а она там не гладкая, как видно из данных Конрада Шика, см. рис.), это ведь, согласно Евангелиям, был сад, а не полигон для тренировки спецназа. И за столь исторически малый срок изменение уровня грунта тоже не могло быть значительным (в среднем менее 1 м). Так что решить надо следующую топографическую задачу: вырисовать такой профиль местности, чтобы Лобное место (которое в Храме в 42 м от Св. Гроба и на неполных 4 м выше него) было хотя бы маленьким холмом; чтобы Св. Гроб был тоже в недрах хотя бы холмика; и чтобы гробница Никодима и Иосифа (которая в храме ещё на 15 м дальше от Голгофы и примерно на 3 м ниже) тоже была бы в недрах холмика, и желательно того же, что и Св. Гроб (или же придётся для неё на этих 15-ти метрах вписать второй холмик, что, согласитесь, вовсе затруднительно). И чтобы вырисованный профиль местности мог сочетаться с образом сада или садика небедного человека, каким был Иосиф Аримафейский.

 

Археологический план местности вокруг Храма Гроба Господня в Иерусалиме, илл. к ст.: Conrad Schick. Notes from Jerusalem. Palestine Exploration Fund Quarterly Statement, 1887

Археологические разрезы местности вокруг Храма Гроба Господня в Иерусалиме, илл. к ст.: Conrad Schick. Notes from Jerusalem. Palestine Exploration Fund Quarterly Statement, 1887

Археологический план и разрезы местности вокруг Храма Гроба Господня в Иерусалиме, илл. к ст.: Conrad Schick. Notes from Jerusalem. Palestine Exploration Fund Quarterly Statement, 1887 [888—889]. В статье К. Шик сообщает, что раскопы при прокладке канализации (на плане — sewer), сделанные в 1870 под коптским монастырём (Coptic convent) и в 1887 вдоль улиц Christian Street и Khot el Khankeh, обнаружили, что местами тело скалы начинается в 30—60 см под фундаментами (Rock near Surface), а рядом (в точке K на плане) резко уходит на глубину ок. 12 м. Поверхность грунта ведёт себя почти так же (см. на плане вдоль улиц отметки высот над уровнем моря в футах).

 

В «Архитектурной истории Храма Гроба Господня в Иерусалиме» Роберт Уиллис в 1849 г. успешно решил более простую задачу для двух объектов: Голгофы и Св. Гроба, но если добавить к его реконструкции гробницу Иосифа и Никодима, то всё идёт наперекосяк: либо гробница эта отчего-то упрятана в глубокие недра холма, либо холм у неё был свой, а тогда вместо нормального садика выйдет что-то наподобие профиля верблюжьих горбов (а ведь рядом ещё есть гробницы под коптским монастырём и перед нынешним входом в Храм Гроба Господня — и их надо вписать в общий профиль; а сколько ещё окрестных гробниц было уничтожено за 20 веков или хранится пока в недрах ненайденными!):

 

Фрагмент плана-разреза Храма Гроба Господня в сопоставлении с состоянием в 33 г. н. э. из кн. Robert Willis, 1849, с нанесением так наз. гробниц Иосифа и Никодима

Фрагмент плана-разреза Храма Гроба Господня в сопоставлении с состоянием в 33 г. н. э. из кн. Robert Willis, 1849, с нанесением так наз. гробниц Иосифа и Никодима [882]

 

В наши дни христианским паломникам предлагают и такие, например, откровенно противоречащие археологическим данным и историческим реалиям псевдореконструкции:

 

Реконструкция Голгофы в сопоставлении с Храмом Гроба Господня

Клерикальная реконструкция Голгофы в сопоставлении с Храмом Гроба Господня [159]

 

Храм Гроба Господня: план и реконструкция-макет

Храм Гроба Господня: план и клерикальная реконструкция-макет [161].

1. Вход в Храм Воскресения; 2. Место турецкой стражи; 3. Камень Помазания (в 1808 г. ранее лежавший камень был уничтожен сильным пожаром, — мрамор в огне рассыпается, — и с 1810 г. тут лежит другой камень, символический; подробнее о пожаре 1808 г. см. выноску); 4. Гробницы Иерусалимских королей Готфрида и Балдуина I; 5. Придел праотца Адама под Голгофою; 6. Место стояния св. Жён; 7. Гроб Господень; 8. Гробница Иосифа Аримафейского и Никодима; 9. Каменная чаша — "пуп земли"; 10. Придел Темницы Господней; 11. Придел Св. Царицы Елены; 12. Место Обретения Креста Господня; 13. Голгофa.

 

Намного меньше проблем возникает, если принять версию, возникшую ещё в древности, а именно: что гробница Иисуса, равно как и все остальные «обретённые» в 4 веке реликвии этого места просто были (из лучших соображений, разумеется) сфабрикованы иерусалимским патриархом Макарием. Умело, талантливо, правдоподобно, но... не настолько, чтобы выдержать напор последующих археологических данных. Это снимет и вопрос о другой вопиющей странности: если положили тело Иисуса не в специально для него заранее устроенную гробницу, а в гробницу, строившуюся Иосифом Аримафейским для себя, то отчего эта гробница устроена как куцый недомерок? Хорошая еврейская гробница (как гробница, открытая в 15 метрах от этой) содержала всегда несколько погребальных камер-коков (кокким), куда постепенно складывались костные останки новых и новых усопших членов семьи в каменных ларцах-оссуариях, чтобы близкие могли семейно почтить их память.

 

«Перед строительством этого храма, по инициативе иерусалимского епископа Макария, на Никейском Вселенском соборе в 325 г. император Константин Великий дал разрешение на снос храма Венеры на горе Голгофа, построенного после 134 г. от Р.Х., и проведение там раскопок для поиска христианских святынь»*.

___________

* Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с. 474-476. [http://www.hrono.info/religia/monastyri/grobagosp.php]

 

Реконструкция Храма Гроба Господня времён Константина (IV в.), из кн.: о. Virgilio C. Corbo. Il Santo Sepolcro Di Gerusalemme, Vol. II, 1981

Реконструкция Храма Гроба Господня времён Константина (IV в.), из кн.: о. Virgilio C. Corbo. Il Santo Sepolcro Di Gerusalemme, Vol. II, 1981 [925].

Чёрным показаны сохранившиеся в составе сегодняшнего храма элементы, пунктиром — предполагаемые. Номерами 307, 308, 309 помечены три подземных грота, которые частично при крестоносцах стали часовнями.

 

 

 

 

 

Реконструкция Храма Гроба Господня Константина

Реконструкция Храма Гроба Господня Константина

Реконструкция Храма Гроба Господня Константина

Реконструкции Храма Гроба Господня Константина [702—704].

 

Модель Храма Гроба Господня на 3D-реконструкции Иерусалима IV—VII вв. из Церкви св. Петра в Галиканту (на Сионе), фото Мих. Короля, 2006

Модель Храма Гроба Господня на 3D-реконструкции Иерусалима IV—VII вв. из Церкви св. Петра в Галиканту (на Сионе), фото Мих. Короля, 2006

Модель Храма Гроба Господня на 3D-реконструкции Иерусалима IV—VII вв. из Церкви св. Петра в Галиканту (на Сионе), фото Мих. Короля, 2006

Модель Храма Гроба Господня на 3D-реконструкции Иерусалима IV—VII вв. из Церкви св. Петра в Галиканту (на Сионе), фото Мих. Короля, 2006 [692—694].

 

В 333 году Бордосский путник застал на месте обе статуи Адриана, и, как минимум, до конца IV в. конная статуя Адриана всё ещё стояла, по словам очевидца, на Храмовой горе*.

___________

* http://www.jesusneverexisted.com/herod-vs-hadrian.html

 

«В соответствии с решениями Вселенского Никейского Собора 324 года здесь была сооружена первая церковь (названная храмом Гроба Господня или храмом Воскресения Господня), строительство которой шло с 326 по 335 год. По приказу Константина все каменные глыбы, кроме той, которую, собственно, и посчитали Голгофой были вывезены. Сооружение было окружено круглой стеной, называемой Анастазис, что означает Воскресение. Судя по карте Медва и по сообщениям паломников, побывавщих в Иерусалиме и описавших базилику, апсида рядом с ротондой была направлена не на восток как сейчас, а к гробнице, а вход был с востока, а не с юга. Архитектором первой церкви был некий Зиновий. В исследованиях нет единой точки зрения на архитектурное устройство здания вокруг гробницы во время правления Константина. Существуют две основные версии. По первой из них гробница стояла внутри круглого здания, похожего на мавзолей Констанции, дочери Константина, что находится в Риме рядом с базиликой св. Агнессы. По второй же гробница стояла посреди открытого двора. С одной стороны, по Евсевию, во времена Константина Гроб Господень был окружен красивыми колоннами. Евсевий не упоминает закрытого здания, в центре которого находилась гробница, как в наши дни. С другой стороны, из описания иерусалимской литургии, сделанного паломницей Игерией, становится ясно, что в 384 году гробница находилась внутри крытого здания, в котором были входные двери. Возможно, Анастазис строился в два этапа, оба которых относятся к 4 веку. На первом этапе, еще при жизни Евсевия и Константина, Гроб Господень представлял собой простой мавзолей посреди открытого двора. На втором этапе гробница была заключена в закрытое здание, воздвигнутое, скорее всего, только в середине столетия. Стена, окружающая Анастазис, толщиной 1.2 метра, базируется на скале. Эта стена сложена из хорошо обтесанных камней с гладкой лицевой стороной, и она сохранилась без особых повреждений (высота ее – до 11.1 метра). Уровень пола был выше, чем современный уровень пола галерей. Внутри окружная стена имела форму круга, а снаружи, возможно, — форму многоугольника. В 1 веке окружная стена была надстроена в высоту и приобрела, как изнутри, так и снаружи форму круга В окружную стену было включено три апсиды. Западная апсида выдавалась с наружной стороны. Северная и южная апсиды не выходили за пределы наружной стены и были заключены внутрь четырехугольных строений. При освящении базилики 14 сентября 335 года, как описывал эту церемонию Евсевий Кейсарийский, присутствовали посланники со всех концов христианского мира и звучали там все известные языки. Была сочинена специальная Иерусалимская литургия, которую позже описывает в своих дневниках известная паломница Игерия, побывавшая в Иерусалиме на Пасху 381 года. Праздник освящения базилики празднуется ежегодно и сегодня в течении 8 сентябрьских дней. К Храму примыкал дворец патриарха, а рядом находился монастырь, монахи которого заведовали храмовыми службами. Сначала они проживали в общежитиях, разбросанных в районе башни Давида, но в 494 году, по решению патриарха Илии, монахи переселились в специальный монастырь, возведенный по соседству с дворцом патриарха. Первый Храм Гроба Господня, построенный Константином и Еленой был разрушена персами в 614 году. Но он не был разрушен до основания. Частицы креста в оригинальном ковчеге были вывезены в тогдашнюю персидскую столицу Ктесифон. После победы императора Ираклия в 628 году крест был возвращен»*.

___________

*Игорь Торик. Гроба Господня храм. http://www.israel-gid.org/3445/

 

Реконструкция первого Эдикула. Рис. из кн.: John Wilkinson. Egeria’s Travels to the Holy Land. Warminister, 1999

Реконструкция первого Эдикула. По изображениям на свинц.-оловян. ампулах 6-7 вв. из собора Monza и аббатства Bobbio и по мраморной модели 5-6 вв. из Narbonne. Рис. из кн.: John Wilkinson. Egeria’s Travels to the Holy Land. Warminister, 1999 [928].

 

«О существовании баптистерия (купели) рядом с Храмом Гроба свидетельствуют разные византийские авторы: путник из Бордо (333 г.), Кирилл Иерусалимский (347-347 гг.), Иоанн Иерусалимский (387-417 гг.), Эгерия (384 г.) и др. Куанон предполагает, что баптистерий находился с южной стороны от Анастазиса, там, где в 11 веке были построены три, ныне греческие, капеллы. На карте Медвы баптисетрий Храма Гроба Господня изображен с юго-зпадной стороны»*.

___________

* http://www.israel-gid.org/3445/

 

361—363 годы — к власти в Византийской империи приходит император Юлиан-«отступник». Он разрешает евреям селиться в Иерусалиме и начать приготовления к восстановлению Храма*.

___________

* http://www.pluto.hop.ru/israel/ierusalim.html

 

«После обнаружения в 1970 году остатков византийской апсиды в Католиконе, стало ясно, что апсида базилики находилась не на одной оси симметрии с Ротондой, а чуть южнее. Апсида обращена на запад, в сторону гробницы, и не выступает за пределы базилики. Ширина центрального зала – 13.5 м – совпадает с шириной подземной капеллы Елены. По реконструкции Корбо, размеры базилики составляли 57 х 39 метров. Северный неф располагался на месте современного прохода к зданию монастыря св. Антония, (коптской патриархия). Линия северной стены базилики Константина совпадает с линией южной стены этого монастыря, и, возможно, южная стена базилики видна на протяжении 13 метров в эфиопской капелле. По реконструкции Куанона, на галерею базилики вели внешние ступени с юга и с севера. Два внутренних нефа упирались в западную стену, а внешние нефы-галереи, имели, по всей видимости, проходы к галереям Трипортико для удобства проведения торжественных шествий. Часть фасада базилики сохранилась в пределах Александровского подворья. Фронтальная стена стоит под углом по отношению к продольным стенам базилики и, таким образом, придает атриуму форму трапеции»*.

___________

* http://www.israel-gid.org/3445/

 

«В византийский период Камень Помазания окружали стены часовни св. Марии. Часовня была снесена до основания во время перестройки Храма крестоносцами»*.

___________

* http://jerusalem.ucoz.com/index/khristianskie_svjatyni_ch_10/0-43

 

Голгофа: «Вероятно, это то самое место, где в 417 году император Феодосий II установил алтарь, увенчанный золотым крестом, инкрустированым драгоценными камнями и содержащим в себе части истинного креста. В эпоху крестоносцев скала Голгофы была, по-видимому, еще открыта, о ее виде свидетельствует игумен Даниил»*.

___________

* http://www.balandin.net/FifthGospel/Gospel35.htm

 

438 год — византийская императрица Евдокия значительно перестраивает и расширяет Иерусалим*.

___________

* http://www.pluto.hop.ru/israel/ierusalim.html

 

Схема Иерусалима византийского периода (330—638) из Церкви св. Петра в Галиканту (на Сионе), фото Мих. Короля, 2006

Схема Иерусалима византийского периода (330—638) из Церкви св. Петра в Галиканту (на Сионе), фото Мих. Короля, 2006 [691]

 

Модель Элии Капитолины после возведения храмов Константина, из Церкви св. Петра в Галиканту (на Сионе)

Модель Элии Капитолины после возведения храмов Константина из Церкви св. Петра в Галиканту (на Сионе) [683]

 

Марии, ангел и стража у гробницы Иисуса. Римская резьба по слоновой кости, ок. 389—401 гг., Брит. музей

Марии, ангел и стража у гробницы Иисуса. Римская резьба по слоновой кости, ок. 389—401 гг., Брит. музей [701]

Марии и стража у гробницы Иисуса. Римская резьба по слоновой кости, ок. 420—430 гг., Брит. музей

Марии и стража у гробницы Иисуса. Римская резьба по слоновой кости, ок. 420—430 гг., Брит. музей [700]

Подобные изделия доносят до нас образ первой Кувуклии, построенной вокруг Св. Гроба.

 

План гипотетической первой гробницы, высеченной из скалы и покрытой мраморной отделкой IV века (реконструкция Kenneth Humphreys)

План гипотетической первой гробницы, высеченной из скалы и покрытой мраморной отделкой IV века (реконструкция Kenneth Humphreys) [706]

 

... the written description of the so-called Piacenza Pilgrim (ca. 570 CE), one of a few textual sources that mention the tomb. The tomb of Christ ‘is hewn out of living rock . . . and in the place where the Lord’s body was laid, at the head, has been placed a bronze lamp. It burns there day and night, and we took a blessing from it, and then put it back. . . . The stone which closed the tomb is in front of the tomb door . . . [on the outside of the tomb] there are ornaments in vast numbers, which hang from iron rods: armlets, bracelets, necklaces, rings, tiaras, plaited girdles, belts, emperors’ crowns of gold and precious stones and the insignia of an empress. The tomb is roofed with a cone which is silver, with added beams of gold. In front of the tomb stands an altar’ (Piacenza Pilgrim, Travels, 18)*.

___________

* http://medievalmilanetc.wordpress.com/

 

Реконструкция первого Эдикула. По изображениям на свинц.-оловян. ампулах 6-7 вв. и по мраморной модели 5-6 вв. Рис. из кн.: John Wilkinson. Egeria’s Travels to the Holy Land. Warminister, 1999

Реконструкция первого Эдикула. По изображениям на свинц.-оловян. ампулах 6-7 вв. из собора Monza и аббатства Bobbio и по мраморной модели 5-6 вв. из Narbonne. Рис. из кн.: John Wilkinson. Egeria’s Travels to the Holy Land [928]

The best evidence is provided by a replica standing about a metre high, cut in a block of Pyrennean marble, found at Narbonne in south-west France, and dating from the fifth or sixth century CE. Being cut in local marble it cannot be a direct copy of the edicule in Jerusalem, but must be based on some intermediate copy, probably itself a model rather than a set of drawings. Its evidence is therefore second-hand, but there are sufficient other sources to show that it is likely to be in architectural terms a close representation of the Jerusalem original. /.../ ...completely fanciful representations, some of the highest artistic quality, in the form of ivory panels carved in Alexandria and Italy /.../ show idealized edicules, bearing no relation to reality, but they have confused generations of scholars. Only the objects made in Palestine, mostly probably in Jerusalem, for the pilgrim trade, or copying such local products, like the Narbonne marble, tell us what the edicule built by Constantine was really like.[http://www.mfa.gov.il/MFA/MFAArchive/1990_1999/1999/9/The%20Tomb%20of%20Christ]

 

«В VI веке апсида базилики и крипта под ней связывались с местом нахождения трех крестов. Здесь был установлен на девяти столбах роскошный престол из серебра и золота. В базилике демонстрировалось также копье, которым была пробита грудь Иисуса. Копье это было переделано в форме креста»*.

___________

* http://www.israel-gid.org/3445/

 

614—629 годы — Иерусалим завоевывают персы. Храм разрушен, как и все др. церкви. «Двенадцать драгоценных колонн алтарной апсиды Св. Гроба были разбиты в куски, была сорвана крыша с кувуклия Гроба Господня, были разграблены святыни, хранившиеся в ризнице, а святыня Древа Господня увезена в [с. 32:] Персию»*.

___________

* Проф. Успенский Н. Д. К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме. Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949 г. [http://www.golubinski.ru/ecclesia/ogon.htm/]

 

*.

 

 

К предыдущему разделу о Храме | К оглавлению о Храме | К следующему разделу о Храме

 

 

Вернуться к Полозову | К полозовскому оглавлению | К следующему разделу о Полозове



Высказаться